- 29 августа, 2025
Сбер: расходы россиян на подготовку к школе достигают максимума в августе, в сентябре наступает бюджетная пауза
Аналитики персонального финансового менеджмента (PFM, Personal Finance Management) Сбера обезличенно изучили финансовое поведение клиентов в период подготовки к новому учебному году. Исследование показало, что от года к году тенденции в финансовом поведении людей сохраняются. В августе наблюдается резкий рост расходов в ряде ключевых категорий, связанных с подготовкой к школе. Сентябрь же становится временем восстановления финансового баланса и «бюджетной паузы».
Август: пик подготовки к учёбе
Резкий рост расходов в августе по сравнению с июлем наблюдается в категориях:
- Образование — рост расходов на +53% (книжные и канцелярские магазины, оплата курсов).
- Одежда и обувь — рост на +23% (школьная форма, сменная обувь, осенняя одежда).
- Хобби и развлечения — рост на +13% (финальные траты на летние активности).
Сентябрь: снижение потребительской активности
В сентябре россияне заметно сокращают траты на досуг, покупки одежды и питания вне дома, а также оптимизируют повседневные расходы после крупных августовских затрат.
По сравнению с августом в сентябре наблюдается спад в следующих категориях:
- Хобби и развлечения — падение на -23%;
- Одежда и обувь — падение на -22%;
- Кафе, рестораны и фастфуд — снижение на -16%;
- Супермаркеты — снижение на -10%.
- Траты на маркетплейсы в 2024 году показали рост на 8%, несмотря на общее замедление расходов. А вот в 2023 году, наоборот, было снижение трат на 3% в данной категории.
Павел Бурин, директор дивизиона «Персональное финансовое планирование» Сбера:
«Мы видим повышение интереса клиентов к планированию бюджета в этот период. В сервисе «Цели» в мобильном приложении «СберБанк Онлайн» с августа по октябрь количество новых постановок целей возрастает в среднем на 40%. В период подготовки к новому учебному году мы видим, что клиенты стремятся не только оптимизировать текущие расходы, но и строить долгосрочные планы. Наш приоритет в рамках PFM (Personal Finance Management) — сопровождать клиентов в формировании привычки долгосрочных накоплений. Для этого мы развиваем автоматизированные механики и интегрируем возможности искусственного интеллекта. Например, сервис «Автонакопления» позволяет формировать сбережения автоматически: достаточно привязать его к вкладу, счету или цели, установленной в мобильном приложении «СберБанк Онлайн».