- 7 ноября, 2025
Современные тенденции и актуальные проблемы морского страхования
Для студентов магистерской программы «Страховой бизнес» Финансового университета в октябре 2025 года стартовал цикл мастер-классов ведущих российских учёных по страхованию, в рамках которого студенты получают доступ к наиболее актуальным разработкам и инновациям на страховом рынке.
Большинство студентов магистерской программы «Страховой бизнес» Финансового университета работают по специальности. Как отметила руководитель магистерской программы «Страховой бизнес» Финансового университета Н.В. Кириллова, обучение дает возможность расширить теоретическую базу по видам страхования, с которыми многие не сталкивались ранее в своей профессиональной деятельности. Для многих морское страхование как раз является таким видом. Перевозки по внутренним водным путям и особенно морские перевозки, в том числе нефтепродуктов требует страхования ответственности судовладельцев и морского каско. Соответственно, морское страхования – вопрос экономической безопасности нашей страны.
Доцент кафедры логистики и маркетинга Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) О.Л. Домнина 7 октября 2025 года провела мастер-класс «Современные тенденции и актуальные проблемы морского страхования». После 2022 года российские судовладельцы столкнулись с рядом проблем: увеличение числа повреждений груза во время транспортировки; рост хищений груза в процессе перевозок; рост нестабильности перевозок вследствие военных действий; отсутствие доступа к привычным формам страхования и западному сервису перестрахования, вызванное санкциями.
Сейчас морским страхованием занимаются семь основных страховых компаний, между которыми поделено 91,2% всего российского рынка морского страхования:
Ингосстрах, Альфа-страхование, ВСК, СОГАЗ, Согласие, Абсолют Страхование, Росгосстрах. Перестрахование обеспечивает Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), но ее капитализации не всегда хватает для обеспечения страхового покрытия.
Старение флота и в том числе появление «теневого» флота также повышает риски и удорожает стоимость страхования. средний возраст морского грузового флота составляет 26 лет, а значительную долю танкерного флота составляют старые выкупленные у других стран суда. 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Данные инциденты стали причиной экологических проблем в Черном море. Проверка танкерного флота России, по результатам которой было вынесено 29 решений о приостановке и прекращении лицензий. Речь идет о том, чтобы ограничить эксплуатацию грузовых и пассажирских судов по достижении ими определенного возраста. В качестве возможного критерия для ограничения рассматривается достижение судном 30-летнего возраста. Для таких судов может быть ограничен заход в морские порты. Взамен судовладельцы могут получить господдержку в рамках программ утилизации старого флота и льготного лизинга. Перечисленные проблемы вызывают рост тарифов на морское страхование.
По мнению О.Л. Домниной рассмотренные факторы не являются критичными для морского страхования в Российской Федерации. Хорошие перспективы открываются благодаря расширению международного признания российских страховщиков (переговоры с Индией, Турцией); разработке новых страховых продуктов; совершенствованию нормативной базы (планы Минтранса по ужесточению требований к старым судам) и росту емкости перестрахования (РНПК увеличила лимиты на 20-30%).
Заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы Финуниверситета А.А. Цыганов отметил, что организация встреч с ведущими практиками и исследователями является устоявшейся традицией программы «Страховой бизнес» и программ профессиональной переподготовке, реализуемых на ее базе, при этом студенты и слушатели получают доступ к наиболее актуальным разработкам и инновациям на страховом рынке, обеспечивающим успех.