- 23 декабря, 2018
- 167
СТРАХОВАНИЕ ЖИЛЬЯ – ЭТО ВЫГОДНО!
Зарабатывая на страховании жилья, управляющие компании ЖКХ получают дополнительные ресурсы на обслуживание коммунального хозяйства и благодарность от жильцов многоквартирных домов. О том, как страхование жилья влияет на социальный климат в регионах и почему сотрудничество со страховыми компаниями нужно и жителям, и управляющим компаниям, и региональным администрациям, рассказал в своем интервью заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхование» Андрей Бурлак.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете текущее состояние рынка страхования жилья?
Андрей Бурлак: Сегодня застраховано менее 20 % жилья в России, в развитых странах этот показатель более 80 %. Основной драйвер страхования жилья — это ипотека. Добровольное страхование жилья составляет менее 5 %. Потенциал к росту очень высокий. Поэтому рынок страхования жилья требует серьезной проработки, с точки зрения страховщиков и государства.
Обязательное страхование при оформлении ипотеки сильно продвигает рынок. Но нужно учитывать, что ипотечное страхование не распространяется на отделку квартиры, инженерное оборудование и на домашнее имущество. И оно не защищает в случае наступления ответственности перед соседями. Получается, именно те риски, которые встречаются чаще всего, по ипотечному страхованию не застрахованы. А застрахованы только стены — то есть то, что менее всего подвержено повреждению. Да и те застрахованы в пользу банка! Когда же внимание ипотечного клиента обращают на недостаточность страхового покрытия и предлагают его расширить, чаще всего он не понимает отличий и считает, что квартира уже застрахована полностью.
ССТ: Что мешает развитию рынка страхования жилья?
А. Б.: Сдерживающим фактором являются низкая финансовая грамотность и недостаточная информированность населения. Многие уверены, что страхование жилья — это совсем не нужно и дорого. Людям необходимо разъяснить, что затраты на страхование жилья небольшие, а защита покрывает много рисков. По нашим данным, ежегодно на 10 000 квартир случается около 150 происшествий, связанных с водой, и ещё пожары, кражи и другие случаи, которые покрываются страхованием. И это данные только по многоэтажным домам, построенным относительно недавно, а в более «старом» жилом фонде происшествий значительно больше.
ССТ: Будет ли новый закон способствовать популяризации страхования жилья?
А. Б.: Новый закон о страховании жилья на случай ЧС однозначно станет драйвером, особенно в тех регионах, где чрезвычайные происшествия происходят достаточно часто. Но нельзя гарантировать, что он принесет такой же результат, как введение ОСАГО. Ведь страхование жилья — дело исключительно добровольное.
Но, в любом случае, закон решит далеко не все проблемы: нужно больше информировать население о возможных рисках, связанных с жильем и их последствиях. Это должна быть комплексная работа. Поэтому страховщики стараются информировать население. Наша задача — сделать страхование имущества максимально доступным и именно в том регионе, где оно особенно необходимо потребителю.
И все же, когда за дело популяризации страховой услуги берется государство, у него это получается лучше, чем у любых коммерческих структур. Мы видим это на примере нашей работы в Москве и Московской области. Если администрация района активно поддерживает страхование жилья, то управляющие компании включают добровольные страховые взносы в квитанции для оплаты ЖКХ, размещают информацию о страховании на своих ресурсах. Когда граждане обращаются в ЖКХ по вопросам коммунальных услуг, ремонта и т. д., сотрудники управляющих компаний могут заодно их информировать о годовых страховых программах. Сам процесс оформления полиса в офисе УК ЖКХ занимает не более 5 минут.