- 28 февраля, 2012
- 144
Экспертное мнение ТПП РФ-Николай Гетман
Контрафакт как угроза предпринимательской безопасности
(Беседа с директором Департамента экономической безопасности предпринимательства ТПП РФ Николаем Гетманом).
– Какие проблемы в сфере обеспечения безопасности предпринимательства чаще всего поднимали бизнесмены в 2011 году?
– Из анализа обращений предпринимателей в ТПП РФ и в территориальные палаты следует, что главной проблемой в сфере обеспечения экономической безопасности бизнеса является коррупция. Число обращений, связанных с этим серьёзнейшим фактором экономического риска, в прошлом году, по сравнению с позапрошлым годом, увеличилось. В основном малый и средний бизнес жалуется на грубые нарушения во время проведения различных проверок, получения различных разрешений. Много обращений в связи с неправомерными действиями правоохранительных органов.
Далее по частоте обращений стоит проблема подделки продукции. Контрафакт ведь вредит не только потребителям, он способен серьезно подорвать основы ведения честного бизнеса, препятствовать работе порядочных предпринимателей.
Естественно, нечистые на руку чиновники и правоохранители не заинтересованы в огласке – им необходим информационный вакуум. Именно поэтому в предании гласности острых проблем бизнеса Палата видит одну из самых важных своих задач. Мы используем площадку ТПП РФ, чтобы информировать власть, бизнес и общество о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, чтобы обратить внимание на недобросовестных чиновников и структуры, превышающие свои полномочия.
– «Экономическая безопасность бизнеса» – любопытная формулировка… Общество успело привыкнуть к тому, что чаще говорят о физической безопасности предпринимателей.
– Но мы же не полиция, у нас другая специфика – защита законных экономических интересов предпринимателей. Эта работа является магистральным направлением деятельности системы российских торгово-промышленных палат. Несколько лет назад мы усилили его, создав в ТПП РФ и в территориальных палатах соответствующие подразделения. Пять лет назад таких подразделений было 38, а сегодня их уже более сотни. В ТПП РФ за экономическую безопасность предпринимательства отвечает специальный Департамент с соответствующим названием.
– С правоохранительными органами вы взаимодействуете?
– Разумеется. Два года назад, например, мы подписали соглашение о сотрудничестве с Генпрокуратурой РФ. С его подписанием возможность взаимодействовать с прокуратурой получили и наши территориальные палаты. Такой формат помогает более оперативно и объективно реагировать на обращения предпринимателей.
К сожалению, бывают сложности. Иногда со стороны властных органов наблюдается чисто формальный подход, например, обращения «спускаются» к тем, на кого и поступает жалоба. Но мы всегда идем до конца, пытаясь добиться соблюдения закона, и делаем это довольно успешно.
Надо к тому же иметь в виду, что предпринимательская среда крайне неоднородна. Некоторых недобросовестных бизнесменов ситуация с нарушениями закона вполне устраивает; дав взятку чиновникам, они могут спокойно производить некачественный или даже опасный товар. Печально, что нередко представители власти именно по таким нарушителям судят обо всем бизнес-сообществе. К счастью, это не соответствует действительности.
– После многочисленных разоблачений недобросовестных предпринимателей в прессе и на телевидении на каждой магазинной полке покупателям мерещится контрафакт. Имеют ли такие страхи достаточные основания? К каким товарам следует проявлять повышенную бдительность?
– По последним экспертным оценкам, программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в том числе на носителях CD – DVD дисках, подделываются на 70-80 процентов; алкоголь, одежда, обувь – на 30-40; чай, кофе, готовые продовольственные изделия – на 30; текстильные изделия – на 25, медикаменты и парфюмерия – на 10-15, а табачные изделия – на 1-2 процентах.
– Будет ли свет в конце тоннеля?
– Напомню, что в 1990-х гг. доля контрафакта по ряду товарных позиций достигала 70-80 процентов и снизилась к 2007 году до нескольких процентов. Но дальше грянул кризис, и к 2010 году позитивные тенденции уменьшения доли контрафакта на рынке практически иссякли. Во всяком случае, авторы исследований, проведенных, в том числе, и Высшей школой экономики, оценивают долю контрафакта, с учетом алкоголя, средств гигиены, лекарств, парфюмерии и косметики, спортивной одежды и обуви, табачных изделий, чая, кофе, чистящих и моющих средств, в 24 процента оборота розничной торговли этими товарами. Если же вычесть алкоголь, одежду и обувь, то доля подделок уменьшается до 8-9 процентов. Сегодня массовое распространение контрафакт получил на рынке агрохимикатов. Эксперты считают, что здесь 30 процентов продукции – это контрафакт.
– Насколько верны такие данные?
– Истины в последней инстанции, увы, нет. Некоторые международные эксперты по-прежнему считают Россию одной из стран с неэффективной защитой прав на интеллектуальную собственность.
Но вот компании-правообладатели, действующие на территории РФ, а также представители деловых объединений оценивают ситуацию с контрафактом в России как достаточно благополучную. Отмечают, что на российских рынках фигурируют незначительные объемы подделок их товара, не превышающие, как правило, 1-3 процентов.
По поводу динамики контрафакта мнения также расходятся. Одни эксперты отмечают в последние 2-3 года тенденцию к заметному сокращению контрафакта, а другие обращают внимание на то, что в период кризиса мы, напротив, столкнулись с более широким его распространением. В качестве основных причин такой ситуации указываются обычно рост потребительского спроса на более дешевые товары, появление свободной рабочей силы и падение цен на вторичном рынке оборудования, которое может успешно использоваться для незаконного производства.
– Итак, совершенно надежных приборов учета и контроля контрафакта в целом по стране не существует. И все же?..
– Наш департамент согласен с выводами российских экономистов, опирающиеся, во-первых, на данные Росстата, отраслевых предпринимательских объединений и маркетинговых агентств об объемах продаж, а во-вторых, на сводные экспертные оценки доли контрафактной продукции по тем же товарным категориям. Судя по проведённым исследованиям, за последние 3 года объем реализуемого контрафакта как минимум не уменьшился, а его доля в исследованных товарных группах остаётся прежней.
Разумеется, усредненные значения сами по себе не слишком информативны. На российском рынке существуют сектора, которых данная проблема фактически не касается, но есть и такие, где она очень актуальна, и не только по причине широкого распространения контрафакта, а в силу его особой опасности для здоровья и жизни. Речь в первую очередь идет о поддельных и недоброкачественных лекарственных средствах и продуктах питания, к которым относится и алкогольная продукция.
– Что же затрудняет эффективную борьбу с контрафактом?
– Пожалуй, нескоординированность действий федеральных органов исполнительной власти. Кто только не борется с контрафактом! И МВД, и ФСБ, и Минэкономразвития РФ, и ФТС, и ФАС, и Роспатент, и Роспотребнадзор, и Росздравнадзор, и Россельхознадзор. Наиболее успешно, по мнению экспертов и правообладателей, это получается у Федеральной таможенной службы. Весьма позитивны результаты деятельности межведомственных комиссий, например, при Минпромторге РФ в сфере легкой промышленности, или по защите олимпийской символики. К сожалению, невозможно по каждому направлению работать в «ручном режиме», создавая многочисленные межведомственные органы…
Сегодня нечистоплотные бизнесмены привлекают в страну потоки зарубежного контрафакта. Одним из часто используемых методов стал ввоз субстанций, готовых компонентов, из которых уже в России производится готовый товар. Эффективно бороться с этим злом правоохранителям не дают пробелы в Гражданском кодексе и Кодексе административных правонарушений.
Отмечу также, что в ряде «продвинутых» стран к ответственности привлекают не только изготовителей, но и покупателей контрафакта. В этой связи нас особенно беспокоит отсутствие единого законодательства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Число товарных знаков в национальных таможенных реестрах Белоруссии и Казахстана на порядок меньше, чем в РФ, недостаточно развиты механизмы защиты товара, а контролирующие правоохранительные органы работают в этом отношении недостаточно активно. Кроме того, сегодня в России правообладатели не допускаются к акциям по уничтожению контрафакта; изъятые контрафактные изделия и оборудование либо не оборачиваются в их пользу, либо вообще не уничтожаются, что порождает различные негативные слухи.
Мы в ТПП РФ ведем постоянную работу с правообладателями и товаропроизводителями, разъясняя им необходимость как собственных мер по защите рынка от распространения контрафактной продукции в рамках их поля деятельности, так и объединённых усилий. Поддерживаем продвижение в бизнесе информационных технологий защиты продукции и бренда. В этом году надеемся серьезно все эти вопросы обсудить на Международном форуме «Интеллектуальная собственность-ХХI век», он пройдет в ТПП РФ 17-20 апреля.
– Обсуждается возможность «взять под колпак» Интернет-пространство и чуть ли не мобильных телефонов новейших модификаций… Неужели всё так серьезно?
– Эта тема должна также быть затронута на форуме. Замечу, что экспертами ведущих компаний отрасли совместно с объединениями предпринимателей и правообладателей разработаны предложения по созданию системы автоматического сканирования распространения нелегального программного обеспечения, информационных продуктов, видео и музыки. Указанная система позволяет выявлять адреса источников пиратского контента. В качестве технических мер предлагается обязать операторов связи блокировать доступ к источникам нелегального контента и использовать технологии шифрования. В качестве нормотворческих мер в развитие части IV Гражданского Кодекса РФ законодателю необходимо четко определить такие толкования, как «свободное воспроизведение в личных целях» и «использование в случае необходимости» при использовании результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет). -0-