• 1 марта, 2012

ЦСИ РОСГОССТРАХ — Основные итоги развития рынка каско в 2011 году

Самым значимым итогом развития рынка страхования каско автотранспорта стало значительное увеличение числа заключенных договоров на 18% – до 4,1 млн. против 3,5 млн. в 2010 году. При этом число договоров, заключенных предприятиями, выросло на 21%, до 589 тысяч. Это говорит о росте проникновения страхования автотранспорта среди населения. По данным ГИБДД сегодня в России на учете состоит 42 млн. единиц автотранспорта (легковые автомобили, грузовики, автобусы), таким образом, проникновение страхования каско по итогам года составляет 9,8%1. В 2010 году проникновение страхования каско было несколько ниже – 8,6%. В то же время, несмотря на достигнутый прогресс, нельзя не отметить, что уровень проникновения страхования каско авто-
транспорта остается незначительным.
Премии по страхованию каско в 2011 году выросли довольно заметно – на 18%, до 165 млрд. рублей, а рост премий по страхованию за счет предприятий составил 21%. При этом средняя премия на договор изменилась совсем незначительно – с 39,9 до 40 тыс. рублей. В сегменте страхования за счет средств граждан она вовсе не изменилась и осталась на уровне 37,3 тыс. рублей.
Уровень выплат по страхованию каско автотранспорта упал в 2011 году до 64% против 76% в 2010 году и 87% в 2009 году. Однако это обстоятельство нельзя рассматривать как показатель снижения экономической выгоды от страхования каско для потребителей. Дело в том, что на растущем рынке премии всегда опережают выплаты, а на падающем – наоборот, рост выплат больше роста премий. Именно поэтому в 2009 году, в разгар кризиса, уровень выплат был на рынке каско особенно высок, а сейчас, когда сборы по автострахованию растут, он падает. Надо помнить, что страхование представляет собой «обслуживающий» бизнес, который развивается или стагнирует в зависимости от изменения доходов населения и предприятий. Особенно это характерно для рынка страхования автокаско, который прямо зависит от доходов наиболее состоятельных 20% населения (9-я и 10-я децильные группы). Исследования показывают, что именно они обеспечивают основные обороты на рынке автотранспорта в России – на них приходится более 85% покупок новых автомобилей. Рост доходов этих двух групп в 2010 и 2011 годах с отставанием в полгода привел к росту продаж автомобилей и спросу на автострахование в 2011 году.
По данным АЕБ в 2010 году продажи легкового автотранспорта в стране выросли на 30% и в 2011 году – на 39%. Росту рынка автострахования способствовали кредиты на приобретения машин. В 2011 году суммарная задолженность населения по банковским кредитам выросла более чем на 35%. В 2010 году 36% автомашин в России были проданы в кредит, в 2011 – более 40%, между тем известно, что «кредитные» автомобили страхуются покупателями в обязательном порядке. Таким образом, рост доходов населения в сочетании с активностью банков по кредитованию населения и привели к росту рынка автострахования в 2011 году. Если говорить о перспективах рынка автострахования, то надо помнить, что доходы наиболее состоятель ных групп населения стагнировали в конце 2011 года. За счет этого в первой половине 2012 года следует ожидать определенного замедления роста рынка страхования автокаско (он следует за доходами населения с лагом примерно в полгода). Однако уже сейчас можно говорить о том, что стагнация доходов верхних децильных групп в основном преодолена, здесь наметился определенный рост, связанный с оживлением экономики. Так что к концу 2012 года можно ждать оживления рынка страхования каско автотранспорта.

 

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…