- 8 июня, 2012
- 150
Вице-президент ТПП РФ Александр Захаров об инвестиционном климате России и путях его улучшения
– Александр Владимирович, тема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику была центральной на Пятом ежегодном московском форуме деловых партнёрств «Россия и Европа: сотрудничество без границ». Расскажите немного об этом мероприятии.
– Форум деловых партнерств традиционно проходит под патронатом Правительства Москвы. ТПП РФ выступает одним из его организаторов. Форум является платформой Российско-Европейского диалога, объединяющего представителей политических, деловых и научных кругов, а также общеевропейской площадкой международного делового сотрудничества, охватывающей промышленные компании России и Европы.
Форум дает возможность субъектам Федерации представить деловому сообществу информацию о состоянии своего инвестиционного климата и предпринимательского потенциала, а российским компаниям найти потенциальных партнеров и инвесторов, в том числе для инвестиционных проектов, которые по каким-либо причинам не финансируются российскими банками, но которые могли бы быть реализованы при наличии иностранного партнера.
Естественно, что тема сотрудничества России и Европы в области взаимных инвестиций были в центре внимания участников Форума. В его программу-2012 вошли «круглые столы» по таким темам, как роль государства и институтов развития в модернизации экономики, финансово-кредитные механизмы развития предпринимательства, развитие инвестиционного климата в регионах, поддержка экспортного потенциала, инноваций и инвестиций, возможности ВТО для российского бизнеса.
– Насколько актуальна сегодня проблема улучшения инвестиционного климата, особенно в свете вступления России в ВТО?
– Более актуальную проблему сегодня трудно отыскать. Для устойчивого развития российской экономики в целом и малого и среднего бизнеса в частности потребуется принятие эффективных государственных мер, призванных обеспечить защиту интересов отечественных предприятий.
– Многие эксперты и предприниматели взволнованы предстоящими переменами. Насколько их опасения обоснованны?
– Представители отечественного предпринимательства считают, что присоединение России к ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков и определение тарифов и субсидий по группам товаров и услуг. По многим оценкам, в отдельных социально-значимых областях российской экономики новые конкурентные условия, скорее всего, произведут «шоковый эффект». В тяжелом положении могут оказаться предприятия малого и среднего бизнеса, функционирующие в розничной торговле, сфере услуг, пищевой промышленности, легкой, фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве, машиностроении и строительстве. Ожидается высвобождение рабочей силы в неконкурентоспособных отраслях, повышение миграции рабочей силы.
Именно поэтому сегодня и для бизнеса, и для власти стратегической задачей должно стать не краткосрочное нивелирование возможных негативных последствий вступления страны в ВТО, а формирование институциональных основ повышения конкурентоспособности российских компаний в эпоху третьей промышленной революции или, если угодно, новой индустриализации.
– Достаточно ли серьёзны эти вызовы?
– Более чем. Мировые тенденции развития экономики потребуют от нас нового качества кадров, проведения эффективной внешней политики на основе партнёрства, преобразования наших государственных корпораций в корпорации мирового уровня и многого другого.
Бизнес-сообщество считает необходимым обеспечить целенаправленную совместную работу бизнеса и власти, направленную на поддержку интересов предпринимателей и разработку методологий защиты субъектов малого и среднего предпринимательства. Нужно разработать и принять федеральную целевую программу повышения конкурентоспособности российской экономики, внедрить единые федеральные стандарты и регламенты услуг для МСП в рамках региональных программ развития и поддержки.
– Каковы плюсы от присоединения России к ВТО с точки зрения привлечения инвестиций?
Вступление России в ВТО снизит политические риски как для иностранных инвесторов, так и наших предпринимателей. Послужит наше вступление в ВТО и притоку инвестиционного капитала. Повысится и степень интеграции России в глобальную политическую систему.
– Можно ли в связи с этим сказать, что на данном этапе вступление России в ВТО в большей степени политический шаг, чем экономический?
– В некоторой степени – да, потому что экономический эффект Россия увидит в ближайшие десять лет, а политические выгоды мы получим уже в обозримом будущем.
– Следует ли сегодня опасаться второй волны кризиса?
– Кризисные явления в Европе вызывают серьезные опасения. Эксперты Высшей школы экономики провели исследование, посвященное готовности России к новому кризису, и результаты оказались неутешительными: по ряду показателей положение страны гораздо хуже, чем в кризисном 2008 году. Беспокойство вызывает рост зависимости нашей экономики от нефтяных цен. Подсчитано, что снижение цены на "черное золото" даже до $80 за баррель не даст России возможность продержаться за счет бюджетных денег даже один год. Прирост производства промышленной продукции в последние 3,5 года минимален…
– Каков же выход?
Единственный выход для России – наращивать инвестиции. Пока наблюдается прямо противоположный процесс – деньги активно бегут из страны (с начала 2012 отток капитала из России составил $42 млрд.)
– Действительно ли так велик в нашей стране запрос на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата?
– Существует серьёзный запрос на улучшение делового климата как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны высших эшелонов власти. Улучшение инвестиционного климата в стране и создание дополнительных гарантий для инвесторов станет, как заявил Президент России Владимир Путин, одним из главных приоритетов в деятельности Правительства РФ в текущем году и на ближайшую перспективу.
– Какие конкретные меры в этой связи предпринимаются?
– Правительство РФ начало работу по подготовке пакета законодательных поправок, направленных на создание благоприятных условий для инвестирования в российскую экономику, который будет внесен в Госдуму до конца текущего года. Стране предстоит предпринять значительные усилия, чтобы сделать 100 шагов вперед и подняться со 120-го на 20-е место в международном рейтинге по условиям ведения бизнеса. Эту задачу поставил перед страной Владимир Путин.
– А кто присудил России столь невыгодные места в этом международном рейтинге, и по каким именно показателям?
– Речь идёт о рейтинге под названием Doing Business, составлением которого занимаются Международная финансовая корпорация и Всемирный банк. На основании каких показателей сделана такая оценка, нашим экспертам не совсем ясно. Объективны ли критерии, на основании которых присуждаются места в рейтинге, для нас пока тоже вопрос открытый.
Для того, чтобы понять технологии составления международных рейтингов нашему экспертному корпусу следует установить системные контакты с международными рейтинговым агентствами. Весьма вероятно, что в процессе такой работы при взаимном обмене объективными данными оценка условий ведения бизнеса в России может существенно измениться. Такие контакты, к слову, можно наладить при непосредственном участии системы ТПП РФ, являющейся членом Всемирной федерации торговых палат, Ассоциации ТПП европейских стран (ЕВРОПАЛАТЫ), Совета руководителей ТПП государств-участников СНГ, Конфедерации ТПП стран АТР.
Напомню: Палата является сегодня одним из самых крупных объединений деловых кругов России, главная задача которого – создание благоприятных условий для развития международного делового сотрудничества. Мы уделяем особое внимание развитию инвестиционного и инновационного сотрудничества, расширению регионального взаимодействия с подключением, прежде всего, малого и среднего бизнеса.
Мы поддерживаем новый формат взаимодействия бизнеса и власти, получивший наименование Открытого Правительства. Нами уже подготовлен ряд предложений по таким направлениям его работы, как система общественного контроля, стратегическое планирование, оценка деятельности чиновников и система цивилизованного лоббизма.
– Как вы оцениваете Национальную предпринимательскую инициативу «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации»?
– Это нужная обществу работа, и мы активно участвуем в ней. На основании предпринимательских предложений надо определить конкретные меры по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории России условий ведения бизнеса. Эти разработки, как мы надеемся, могут стать рекомендациями Правительству, основой «дорожной карты» новой экономической политики России, где бизнес представит свое видение целевых ориентиров (KPI) для нового кабинета министров. «Дорожные карты» могут создаваться для разных отраслей и регионов.
Отдельно подчеркну: здесь нужно применить совершенно новый управленческий подход. Сегодня бизнес-сообщество предлагает разработать и применить для Правительства ключевые показатели эффективности (KPI), внедрить ответственность чиновника за их исполнение и проектный подход в области государственного управления. Новизна данного подхода заключается ещё и в том, что предприниматели сами начинают формировать повестку дня для Правительства.
– Но предложения бизнеса могут властью учитываться, а могут и не учитываться…
– Для того, чтобы они учитывались, как раз и необходимо создать публичный механизм контроля. Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило организовать при Президенте РФ соответствующую Комиссию, которая будет контролировать ход исполнения разрабатываемых «дорожных карт».
– Кстати, для каких отраслей «дорожные карты» уже разработаны?
– «Дорожные карты» уже разработаны для таких отраслей, как энергетика, таможенное регулирование, строительство и внешнеэкономическая деятельность. Всего для их реализации надо осуществить более 160 мероприятий.
В рамках предлагаемых инициатив, в частности, определены следующие целевые ориентиры: количество процедур для получения разрешения на строительство должно сократиться в 6 раз, для присоединения к электросетям – в 2 раза, срок оформления внешнеторговых операций – в 7 раз.
– Какова здесь роль ТПП РФ?
– Сегодня мы активно участвуем в разработке и дальнейшем внедрении «дорожных карт», принимаем участие в заседаниях соответствующих рабочих групп. Если Комиссия по контролю за реализацией инициатив предпринимательского сообщества будет создана, мы рассчитываем войти в её состав.
– А в привлечении инвестиций в российские регионы?
– Деятельность Палаты в сфере содействия процессу привлечения инвестиций в российские регионы сегодня сосредоточена на создании инвестопроводящей инфраструктуры – надежной системы качественной подготовки информации об инвестиционных проектах и инвестиционном потенциале российских регионов, продвижения этой информации к потенциальным инвесторам, сопровождения инвестиций, а также разработки стандартов подготовки и представления информации об инвестиционных проектах.
– На какой стадии исполнения находится данное направление работы?
– Для отработки «пилотных» проектов по созданию инвестопроводящей инфраструктуры мы заключили соглашения о сотрудничестве в содействии инвестиционной и инновационной деятельности с руководством 14 российских регионов. Сегодня нами прорабатывается механизм поиска, отбора и представления региональных инвестиционных проектов потенциальным инвесторам.
– Выходит, региональный аспект приобретает сегодня ключевое значение для улучшения инвестиционного климата?
– Несомненно. Важно, чтобы новая система распределяла ответственность между всеми участниками инвестиционного процесса: инвестором, инициатором проекта, региональными органами власти, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и федеральными органами власти. Наша цель – создать качественную систему коммуникаций, атмосферу «доверия» между российским бизнесом, властью и нашими зарубежными партнёрами.
– Как будет оцениваться эффективность системы?
– Когда мы говорим о необходимости разработки стандарта деятельности регионов по привлечению инвестиций, то под этим пониманием то, что регион должен иметь инвестиционную стратегию и инвестиционный меморандум, план создания инвестиционных объектов, законы о защите прав инвесторов, программу финансирования механизмов поддержки, канал прямой связи инвесторов с руководством региона и многое другое. Эти требования соответствуют запросам и требованиям инвесторов к регионам.
В перспективе нам представляется целесообразным проработать вопрос создания института аккредитованных при ТПП РФ инвестиционных и консалтинговых компаний, которые на коммерческой основе работали бы с информацией ТПП РФ по инвестиционным проектам и инвестиционным площадкам и занимались доработкой проектов, их «упаковкой» и целью продвижения их на международный инвестиционный рынок.
– Будут ли другие шаги в этом направлении?
– Мы предлагаем создать Российское агентство по иностранным инвестициям по образцу тех национальных агентств, которые давно и успешно действуют более чем в 100 странах мира.
Его создание могло бы стать завершающим шагом в создании системы привлечения иностранных инвестиций в Россию и одновременно первым реальным шагом программы «Сто шагов наверх».
Этот проект разработан ТПП РФ совместно с Национальным советом по развитию инвестиционного климата и при участии таких авторитетных институтов, как Высшая школа экономики, и консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers.
Такой институт содействия привлечению инвестиций, работающий по принципу «одного окна» для иностранного инвестора, мог бы взять на себя миссию по выстраиванию системных отношений с Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, национальными агентствами по привлечению инвестиций и ведущими международными рейтинговыми агентствами – Fitch Ratings, Moody’s, Standart&Poors и многими другими.
Международная практика показывает, что в ряде стран национальные агентства по привлечению иностранных инвестиций возглавляет глава страны или премьер-министр. Мы считали бы целесообразным, чтобы российское агентство возглавил Председатель Правительства РФ или инвестиционный омбудсмен – первый вице-премьер Правительства РФ. Высокий статус позволит Агентству наиболее эффективно выполнять задачи по привлечению инвестиций в нашу страну, включая сопровождение деловых миссий за рубежом. Такое Агентство могло бы стать «агентством агентств», системным интегратором и координатором уже существующих и работающих в более чем половине субъектов РФ агентств по привлечению инвестиций в наших регионах.
– Понятно: это нужды нашей экономики. А в чём, на Ваш взгляд, нуждаются в первую очередь иностранные инвесторы?
– На первом этапе – в качественной информации, предоставляемой в оперативном режиме. На втором – в чётко выстроенной системе сопровождения инвесторов и самих инвестиционных проектов, что, как показала та же международная практика, совсем не одно и то же.
– Но такому институту содействия привлечению инвестиций наверняка понадобится разветвлённая сеть представительств в России и за рубежом, а значит, новые бюджетные средства на её создание?
– Такая сеть уже существует. Речь идёт о региональной (174 территориальных палаты) и зарубежной (16 представительств в разных странах мира) сети Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Используя также сложившиеся отношения ТПП РФ со многими зарубежными палатами в различных странах мира, Агентство сможет беспрепятственно наладить контакты, как с зарубежными, так и российскими контрагентами, взаимодействовать с федеральными целевыми программами и региональными планами развития территорий. Никаких собственных филиалов и представительств ему не понадобится, что самым значительным образом сэкономит и время, и бюджетные средства.
– Если честно – Вас не страшит объём предстоящей работы?
– Китайская народная мудрость гласит – путь в тысячу ли начинается с первого шага. Кажется, нам всем пора его сделать, а именно как можно скорее приступить к разработке и реализации проекта по созданию Российского агентства по привлечению иностранных инвестиций.