- 3 апреля, 2013
- 145
Всероссийский форум деловых СМИ
В Москве в Центре международной торговли прошел Всероссийский форум деловых средств массовой информации «Роль СМИ в защите интересов отечественного бизнеса в условиях ВТО».
Форум организован Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Союзом журналистов России при поддержке Совета Федерации ФС РФ.
В Форуме приняли участие Президент ТПП РФ Сергей Катырин, Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александр Торшин, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Татьяна Голендеева, другие представители законодательной и исполнительной власти, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, а также представители делового сообщества, общественных организаций, деловых и научных кругов, руководители регионов и муниципальных образований, территориальных ТПП, объединений предпринимателей и предприятий, редакторы и журналисты федеральных и региональных деловых СМИ.
Форум деловых СМИ проводится с 2008 года. На каждое мероприятие для обсуждения обязательно предлагается востребованная тема. В нынешнем году – это роль средств массовой информации в защите интересов отечественного бизнеса в условиях ВТО.
Открыл и вел мероприятие директор Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо.
С приветствием к собравшимся обратился Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Тема нынешнего форума очень интересна, актуальна, сказал он. ТПП РФ также активно занимается проблематикой ВТО. Отношение к тому, что Россия вступила в эту организацию, в нашей стране до сих пор остается неоднозначным. Есть эйфория; есть тотальная критика. Истина¸ как всегда, где-то посередине. Например, утверждается, что ВТО загубит российское сельское хозяйство, потому что, в частности, господдержка ограничивается. Но дело в том, что у нас в бюджете нет и долго еще не будет тех свободных денежных сумм на развитие сельского хозяйства, которые мы отстояли¸ вступая в ВТО, в качестве государственной поддержки Агропрома. И это еще не все. Никто не запрещает развивать инфраструктуру на селе, строить дороги, подводить газ и т.д. Это ведь тоже огромная помощь крестьянам. Приходится утверждать, что до сих пор объективной информации по ВТО не так много. Да, есть отрасли, которые однозначно выиграют от вступления России в ВТО; есть отрасли, в которых риски заметно и объективно возросли. А есть направления в экономике, которые просто необходимо поддержать в рамках дозволенного правилами ВТО. О ситуации нужно говорить громко. Существуют объективныепроблемы и проблемы надуманные. И мы, сказал Сергей Катырин, ожидаем от деловой прессы прежде вcего объективную информацию о происходящих процессах, анализ, четкий прогноз.
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александр Торшин зачитал собравшимся приветственное письмо Председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко. В кратком выступлении он отметил, что СФ ФС РФ и ТПП РФ еще в 2004 году заключили соглашение о сотрудничестве и активно совместно работают над решением многих важных проблем, причем большую поддержку этой совместной работе оказывают именно деловые СМИ. Однако, сказал Александр Торшин, Совет Федерации, как палату регионов, беспокоит и настораживает распространяемая и навязываемая российскими СМИ, прежде всего ТВ, идеология «клипового сознания» (к деловой прессе, в силу ее позиционирования, это замечание имеет меньшее отношение). «Клиповое сознание» – это когда мир представляется читателю, зрителю, слушателю как телеклип: вот сюжетец о пожаре, вот о насилии, о грабеже. Все сиюминутное, ситуационное, сенсационное. Отличное поле деятельности для дилетантов, для тех, кто скользит по поверхности. А вот истинные проблемы жизни, ее плюсы и минусы, глубокий анализ причин и следствий редко находят отражение в СМИ. Сильную, профессиональную журналистику, в том числе и деловую, экономическую мы понемногу теряем, считает Александр Торшин.
Ставка только на дешевую сенсацию, на скандал, эта своеобразная «попса», правящая сегодня бал, должна уйти из серьезных СМИ, и уж тем более из СМИ деловых – поддержал Торшина председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
Нам пока остается мечтать о таком уровне деловой прессы, как в ведущих западных странах; одна из важнейших причин отставания – недостаток финансирования. Деловая пресса у нас весьма небогатая. Периодически появляются и в регионах интересные, глубокие, серьезные деловые издания, но через год-два они исчезают: нет денег. Всеволод Богданов сообщил, что есть идея создать в России лигу деловой журналистки, чтобы объединить силы и совместно решать возникающие проблемы.
Главный редактор журнала Волгоградской ТПП «Business аналитик» Татьяна Яценко затронула не самую популярную сегодня в СМИ, но очень важную тему: человеческий капитал. Без него экономика развиваться не может. Но быть рабочим у нас непрестижно. Как итог: старые кадры уже ушли, найти высококлассного токаря, сварщика очень трудно. Нет сегодня особого интереса в обществе и СМИ к проблеме создания «рабочей интеллигенции», к «социалке». Мы у себя в журнале упорно пытаемся, тем не менее, поднимать именно эти темы.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Татьяна Голендеева осветила тему «ФТС и ВТО». Таможенная служба, по ее словам, уже давно адаптировалась к работе в условиях членства России в ВТО. Татьяна Голендеева отметила также, что сейчас около 80 процентов товаров имеют интеллектуальную составляющую; интеллектуальная собственность нуждается в защите, и таможня в этом направлении много и активно работает. Хотелось бы, отметила она, чтобы интеллектуальная составляющая и наших вывозимых товаров росла. Таможня – ценный источник информации о социально-экономическом состоянии страны. В этом плане понятен интерес прессы к таможенным делам. Главное при этом, чтобы этот интерес был профессионально выверенным; тогда и критические публикации проносят пользу и обществу, и экономике, и ведомству.
Главный редактор газеты «РБК daily» Петр Кирьян заявил, что деловые СМИ увлекаются информированием в ущерб анализу: сообщают, но не организуют, информируют, но не прогнозируют. Кроме того, не хватает также обратной реакции. Да, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Высший арбитражный суд активно работают с прессой. Остальные ведомства дистанцируются – обсуждение с ними острой проблемы, проведение дискуссий почти невозможны и случаются крайне редко. Петр Кирьян считает, что пресса редко пишет о проблематике ВТО, да и само правительство мало делает для адаптации экономики к работе в условиях ВТО.
Другую точку зрения на ситуацию представил вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. СМИ, считает он, достаточно освещают тему ВТО, и будут обязательно делать это все активнее. Сегодня еще просто не созрела ситуация. Так, российский импорт вырос за полгода всего на четыре процента – это говорит о том, что экспансия западных товаров на российский рынок не началась. Но правила ВТО возьмут свое, и конкуренция на нашем рынке обязательно вырастет, западные фирмы будут в России конкурировать за потребителя с отечественным бизнесом все более жестоко и решительно. Нам, кроме прочего, надо полюбить экспорт, сказал Георгий Петров, другого выхода нет. Кстати, на пути экспорта есть не только внешние препятствия, но и внутренние. Это дорогие, часто попросту недоступные для рядового бизнеса кредиты, это необоснованно высокие тарифы монополий, это отсутствие конкуренции… Давайте вместе эти препятствия ликвидировать, обратился Петров к представителям СМИ, давайте создавать положительный имидж нашей экономики, наших товаров – а у нас есть, кроме сырья, хорошие товары, которые при соответствующей поддержке могут преодолеть жесткую конкуренцию на внешних рынках. Что же касается правительства страны, то, считает Георгий Петров, нельзя утверждать, будто оно не занимается разработкой адаптационных мер. Занимается, и активно, в том числе и в законодательном плане. Правила ВТО – это, в сущности, как правила дорожного движения, и все обычно пытаются передвигаться, как на дорогах, почти на грани нарушения, чтобы быстрее достичь цели, но не получить при этом штраф.
Директор Дирекции по работе со средним и малым бизнесом ОАО АКБ «Росбанк» Анатолий Хвостиков отметил, что компания активно работает с ТПП РФ по вопросам развития малого и среднего российского предпринимательства. Он рассказал о некоторых проектах банка.
Председатель Комитета по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ, генеральный директор ОАО "ЦМТ" Владимир Саламатов рассказал о работе созданного при ЦМТ Международного делового центра «Россия в ВТО». Чувства самоуспокоенности у нас быть не должно; изменения в экономике России в связи со вступлением страны в ВТО произойдут обязательно. Даже самая экономически сильная в мире страна – США – не избежала сложностей и трудностей. Так, например, Детройт, этот город – столица американского автомобилестроения, объявил себя банкротом. А вот Китай, вступив в ВТО, выиграл, как мало какая страна. Поэтому надо быть готовым реагировать на любые возможные изменения ситуации, а отслеживать развитие событий должна деловая пресса.
Исполнительный директор Службы финансовой и экономической информации ИА «Интерфакс» Юрий Погорелый заявил, что агентство готово к конкуренции в условиях ВТО. Он затронул интересную тему: сегодня процентов шестьдесят российских акций обращаются на иностранных площадках, и почти все крупные российские фирмы поэтому предпочитают сегодня рассказывать о себе не в стране, а за рубежом. По мнению Юрия Погорелого, СМИ не должны напрямую защищать наш бизнес в условиях ВТО. Бизнес должен о себе и своих интересах говорить ясно и конкретно, а СМИ – освещать и информировать. И это, по мнению выступающего, самая правильная политика.
Главный редактор телепрограммы «Планета Агро» из Ейска Краснодарского края Елена Лазарева заявила, что, в сущности, на многих направлениях свой деятельности сельскохозяйственный бизнес в крае не опасается ВТО. Работать люди умеют; сложности иногда возникают из-за того, что краевой бизнес выпускает продукцию более качественную, чем импортные продукты, а поэтому в ценовом плане конкурировать бывает трудно. Но цены удается снижать, и практика это подтверждает. Работать, отметила Елена Лазарева, интересно: есть тематика, есть отклики, есть результаты. Вот, например, острая тема: господдержка. Государство субсидирует производителей из расчета 600 руб. за гектар сельхозугодий; еще 400 руб. выделяют краевые власти. Это, по сравнению, с Европой, почти ничего. Надо также активнее заниматься «зеленой корзиной».
Доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики Московского государственного университета Андрей Вырковский отметил, что аудитория СМИ фрагментируется и становится более раздробленной. Наиболее массовая аудитория у телевидения, которое, кстати, дает крайне мало серьезной аналитической информации, связанной с ВТО. Аудитория качественных СМИ (деловых СМИ) в некоторых случаях составляет 100-150 тысяч человек, не более. Лучше выглядит ситуация с аудиторией у отраслевых СМИ, порталов и т.д., которые параллельно организуют также конференции, издают книги и проч. Региональные масс-медиа – это в основном небольшие фирмы с крайне невысокой рентабельностью, сильно зависящие от субсидий, грантов и т.д.; аудитории у них соответственно также небольшие.
Генеральный директор ООО «Навигатор-М» Станислав Шапкин рассказал о конкретной проблеме – о сложностях работы автомобильного транспорта в условиях конкуренции с западными компаниями. В Польше (45 млн человек населения) насчитывается 200 000 единиц транспорта, он дает до 20 процентов ВВП и всячески поддерживается государством; в итоге польские автомобили активно перевозят грузы и в России. Российским транспортникам работать трудно; огромные резервы роста не используются по многим причинам, в том числе и причинам законодательным. Нужна поддержка. По мнению Станислава Шапкина, деловые СМИ могли бы тоже помочь в развитии логистики в России в условиях членства в ВТО.
Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов отметил, что до сих пор нет реального документа, исследования о конкретных последствиях бизнеса вступления России в ВТО. Существуют и возможности поддержки бизнеса, но об этом практически не пишут. Возможно, пока просто нет интереса к такой информации со стороны бизнеса. По мнению Александра Борисова, не следует также ругать прессу из-за ее погони за сенсациями. Пресса – это зеркало; какое общество – такое и его отражение. Надо изменять ситуацию, и зеркало эти изменения тут же зафиксирует.
Генеральный директор – главный редактор газеты «Трибуна» Николай Васильев заявил, что отечественные СМИ уже давно помогают бизнесу, в том числе и в связи с ВТО. Суть этой помощи – предание гласности процессов, вредящих бизнесу. Васильев назвал их. Это тайные переговоры и тайные сговоры, при которых скрывается бизнес-информация ради интересов узкой группы лиц; это бездействие властей – законодательной, судебной, исполнительной; противодействие властей бизнесу с помощью административного ресурса; «ангажированные» судебные решения. Николай Васильев уверен, что, если бы пресса не освещала все перечисленные моменты, не делала их достоянием гласности, то ситуация была бы значительно более трудной для бизнеса.
По мнению главного редактора журнала «Региональная Россия» Ольги Востряковой, упреки журналистам деловых изданий в некомпетентности и непрофессионализме следует подкреплять фактами. Да, бывают просчеты и «проколы»; но интересно было бы также посчитать «проколы» тех компаний, которые выдвигают претензии к прессе. Бессмысленно надеяться, что деловая пресса способна перевернуть весь бизнес; показать, помочь, проанализировать – да; но сама, в одиночку, пресса мир изменить не может.
О некоторых аспектах развития деловых СМИ рассказал собравшимся главный редактор журнала «Рапорт» Михаил Грин.
В заключение Форума состоялась церемония награждения победителей ХIХ Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2012 года.