• 1 июля, 2013

Социальный бизнес? Что-то новое…

«Круглый стол» о социальном предпринимательстве прошел в ТПП РФ.

Он стал одним из центральных мероприятий Международного дня социального бизнеса, который в этом году 28 июня проводился впервые в России. В мире же Международный день социального бизнеса празднуется ежегодно на протяжении трех последних лет.Инициатором этого праздника стал лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус. Сторонники социального предпринимательства 28 июня делятся друг с другом разработками, идеями в этой области, отмечают достижения коллег, обсуждают дальнейшие  пути развития социального бизнеса.

Организатором проведения Международного дня социального бизнеса в России выступил Координационный совет ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства. Идею поддержалиСовет Федерации ФС РФ, Минэкономразвития России, «ОПОРА РОССИИ», РСПП, Агентства стратегических инициатив (АСИ), другие организации.

Социальный бизнес — не благотворительность и не бизнес, подчеркивали участники «круглого стола». Этодеятельность индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций, направленная на достижение социально-значимых целей, причем прибыль не является основной целью; если она есть, то большая ее часть направляется на расширение деятельности. Институт социального предпринимательства способен создавать как новые рабочие места, так и условия для самозанятости, помогает решать острые проблемы: бедности, безработицы, поддержки социально незащищенных групп населения.

Форма и понятие «социальный бизнес» в нынешнем виде появились сравнительно недавно, отметил президент ТПП РФ Сергей Катырин. Но уже есть солидный опыт Рязанской и Химкинской ТПП: там палаты в сотрудничестве с администрацией, бизнесом и общественностью реализую программы поддержки прежде всего льготных категорий граждан. Им предоставляются основные продукты питания и лекарственные препараты и некоторые услуги по ценам, намного более низким, чем обычно. По мнению Сергея Катырина, необходимо заняться совершенствованием законодательства, чтобы максимально способствовать развитию этого нужного стране предпринимательства.

Ну, а депутат Госдумы РФ, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева полагает, что сейчас пока не следует ставить задачу принятия специального закона о социальном бизнесе как отдельном виде предпринимательства. Нужно наработать опыт, определить направления, понять на практике, что должно быть в законе, и только потом создавать документ.

Заместитель председателя Координационного ТПП РФ совета по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства Наталия Зверева поддержала идею принятия закона. Ее резоны:
чем скорее появится закон — тем быстрее пойдет развитие социального предпринимательства. Социальные предприниматели — уникальные люди, подчеркнула она; у них другая мотивировка к работе, но у нас нет даже определения социального бизнеса, а без этого работать непросто. В закон надо заложить меры государственной поддержки. А вот льготы — это вопрос спорный; надо в чистоте сохранять социальный бизнес, чтобы его вывеску не использовали мошенники. Возможно, логичнее было бы льготы предусмотреть для тех, кто инвестирует в развитие социального предпринимательства. А вообще этот вид бизнеса можно выделить в отдельную группу, внеся дополнение в ФЗ 209 (закон о развитии малого и среднего предпринимательства). Любопытные результаты дал социологический опрос о мотивировках социальных бизнесменов: 40 процентов из них занялись этим делом потому, что хотят хоть немного изменить мир к лучшему; 35 – потому, что намерены делать конкретные добрые дела.

Председатель Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности идемографической политике Давид Якобашвили вообще считает социальный  бизнес своего рода терапией для общества.Становление социального бизнеса нуждается в информационном сопровождении.Сегодня, по опросам, менее трети граждан РФ знают, что такое социальное предпринимательство (при этом 73 процента сегодня вообще не верят в возможность социальной ориентации российского бизнеса).

Заместитель председателя правления ОАО «МСП Банк» Олеся Теплоухова сообщила, что ее банк выдал социальным предпринимателям  в этом году кредиты на 93 млн рублей. Это самая льготная и самая дешевая наша услуга, потому что это поддержка нужного для страны дела, отметила она.

При организации поддержки социального бизнеса необходимо знать, что нужно регионам; нужно не сверху  указывать, что делать, а поддерживать инициативу, идущую снизу, подчеркнул представитель Минэкономразвития РФ Андрей Медведев.

В дискуссии поднимались темы, имеющие отношение к непосредственной деятельности социального бизнеса. Например, обсуждался вопрос: а где, собственно, реализовывать товары, произведенные социальным бизнесом? Хорошо, когда обычные магазины готовы выделить прилавок. А если нет? Бизнес есть бизнес; каждый метр торговой площади недешево стоит. Один из путей решения: привлекать обычный бизнес к партнерству, повышая тем самым его социальную ответственность. Тут просьба не путать с социальным бизнесом; социальная ответственность сегодня, как правило, свойственна современному западному бизнесу как таковому; это одно из требований развитого общества к предпринимательству; бизнес, уклоняющийся от социальной ответственности, на Западе, например, быстро проигрывает. У нас пока все иначе…

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…