- 29 апреля, 2011
- 145
Инвестировать в Таможенном союзе? – Экспертное мнение
Проект под названием «Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана» пока идет удачно. Формирующийся общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов, около 170 млн человек жителей, более 2 трлн долл ВВП, который через несколько лет вырастет еще процентов на 15-18, и серьезные перспективы роста вообще – это вдохновляет. Но, чтобы не остаться «кооперативом технологически отсталых государств», нам всем нужны инвестиции; нужен импорт технологического оборудования для модернизации производственных активов и создания современных производств.
А что должен знать сам инвестор? С таким вопросом редакция обратилась к Владимиру Мирошниченко, начальнику юридического отдела таможенного холдинга «Группа ТАРГО», члена ТПП РФ.
Принимая решения об инвестировании, планируя ввоз технологического оборудования, инвестор, безусловно, задумывается о максимальной минимизации издержек, говорит Владимир Мирошниченко. Что и как здесь можно сделать?
Первое, на что следует обратить внимание, – это тарифно-налоговое регулирование в Таможенном союзе. Ввозные пошлины в новом Едином таможенном тарифе Таможенного союза установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. И в целом в отношении ставок ввозных таможенных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно оценить достаточно позитивно.
Но тут есть и ложка дегтя. При импорте технологического оборудования помимо ввозной таможенной пошлины следует уплатить налог на добавленную стоимость (НДС). Установление его ставок, порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран – участниц Таможенного Союза. В России базовая ставка НДС, в том числе применяемая при ввозе оборудования, – 18 процентов, в Беларуси с 1 января 2010 года она увеличена до 20, а в Казахстане с начала 2009 года составляет лишь 12 процентов.
Правда, при соблюдении довольно масштабного перечня условий и требований НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в принципе может быть предъявлен импортером к вычету. Однако, когда речь идет о дорогостоящем промышленном оборудовании, уплата НДС требует длительного отвлечения существенных денежных средств, которые могли бы быть направлены на организацию производственного процесса.
В России облегчить налоговую нагрузку отчасти позволяет Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372, изданное в развитие соответствующей нормы Налогового кодекса РФ. Постановлением утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на ее территорию.
У Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень, уплачивать НДС методом зачета. Фактически это то же освобождение от налога. Но, в отличие от России, в Казахстане установлены ограничения по пользованию и распоряжению освобожденными от НДС товарами: импортеры имеют право использовать их только для собственных нужд. В законодательстве Беларуси нет подобных положений, однако, издан декрет Президента от 13.06.2001 № 16, позволяющий предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по ставке таможенной пошлины, равной 0 процентов.
Владея информацией о базовом уровне налогообложения, инвестор при принятии решения о ввозе технологического оборудования должен обязательно обратить внимание также на специальные льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
С началом функционирования Таможенного Союза эти льготы предоставляются исключительно на основании соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130. Так, допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал.
Но определение порядка предоставления льготы при вкладе в уставной капитал – это уже прерогатива национальных законодательств. В России, например, импортеры уже практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставной капитал из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами таких льгот. Дело в том, что возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей ранее регламентировалась документом ФТС России для служебного пользования, максимально забюрократизированного и растягивалась на срок до года. В настоящее время контроль правильности предоставления льгот отнесён на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в Налоговом Кодексе РФ и принятия упоминавшегося Постановления Правительства РФ № 372 с 1 июля 2009 года при ввозе оборудования в уставной капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0 процентов, а обеспечение уплаты таможенных платежей и иные практические затруднения в дальнейшем использовании оборудования, в частности, запрет на его реализацию, по-прежнему актуальны, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует и практического применения она почти не имеет.
Однако не все так безнадежно. В Таможенном кодексе Таможенного Союза (ТК ТС) появилась новелла, представляющая интерес для предприятий, которые все-таки воспользовались либо только планируют воспользоваться льготой при ввозе в уставной капитал. Если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставной капитал, были бессрочными, то теперь по ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок.
В Беларуси тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в уставной капитал. Важной отличительной чертой здесь является то, что льгота может применяться только при условии осуществления предприятием производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс человек. Еще одна особенность – ограничения по распоряжению и пользованию товарами, ввезенными с предоставлением льготы в качестве вклада в уставный фонд, действуют лишь в течение 3 лет с момента таможенного оформления. В
Казахстане была своя льгота, которой до 1 июля 2010 года инвесторы могли пользоваться при ввозе технологического оборудования. Сегодня она работает уже в масштабе всего Таможенного союза. Речь о пункте 7.1.11 уже упоминавшегося решения Комиссии Таможенного Союза № 130; в нем предусматривается освобождение от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, а также сырья и материалов, ввозимых в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства – участника Союза. Комиссия Таможенного Союза должна вести перечень инвестиционных проектов и всех освобождаемых по ним товаров и определить порядок контроля за их целевым использованием.
Эта льгота является новеллой в тарифном регулирования и, безусловно, выглядит весьма привлекательно. Неудивительно, что ее практическое применение очень интересует сегодня тех, кто инвестирует в производственные активы.
Какие еще возможности минимизировать издержки инвестора, не относящиеся к налоговой политике, существуют в рамках таможенного законодательства?
Известно, например, что выпуск сложного промышленного оборудования занимает много времени, причем нередко его блоки производятся в разных странах. Поэтому наиболее оптимальной, а нередко и единственно возможной становится именно поэтапная поставка оборудования в течение достаточно долгого времени – иногда это продолжается год, а то и дольше. Поэтому на первый план выходят вопросы классификации компонентов оборудования, создание возможностей оформить все компоненты оборудования по минимально возможной ставке ввозной таможенной пошлины, а также облегчение процесса и отсутствие задержек при таможенном оформлении.
Достичь этого позволяет механизм получения предварительных решений Федеральной таможенной службы о классификации товаров. В том случае, если комплект оборудования не слишком большой и его доставка к месту таможенного оформления возможна в течение сроков временного хранения товаров, обоснованным будет получение предварительного классификационного решения в соответствии с правилами вступившего в действие с 24.03.2011 года Административного регламента Федеральной таможенной службы (Приказ ФТС РФ от 25.10.2010 №1957).
Однако, если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС – в случае, когда процесс изготовления и поставки оборудования более длительный, – то возникнет необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях. Это повлечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставления большого количества разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по каждой поставке.
Но из такой ситуации тоже есть выход.
Дело в том, что в таможенном законодательстве предусмотрена возможность оборудование крупного промышленного объекта, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени, классифицировать одним кодом Товарной номенклатуры ВЭД ТС, с получением соответствующего классификационного решения. Такой порядок в России существует с 2001 года (ранее – приказ ГТК России от 23.04.2001 № 388, сейчас – приказ ФТС России №206 от 4.02.2011 ). На основании соответствующего классификационного решения применяется особый порядок декларирования; оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Главное: итоговая таможенная декларация подается и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок.
Ввоз технологического оборудования по такой процедуре помимо оптимизации таможенных платежей еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов. Не нужно представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять коды Товарной номенклатуры ВЭД ТС, оформлять множество сертификатов и прочих документов. Поэтому за 10 лет существования приказа № 388 этот порядок ввоза оборудования стал весьма популярным у импортеров. Он сокращает их затраты и подвигает к переоснащению производства.
В Таможенном кодексе Таможенного союза, к счастью, также предусмотрена возможность ввоза технологического оборудования упомянутым способом, причем этот вопрос может регламентироваться и национальным законодательством. Так, в России вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», в котором возможность получения упомянутых классификационных решений предусмотрена ст.107 ФЗ. Есть и новое: перечень товаров, в отношении которых можно получить классификационные решения, расширен; до одного года с момента начала таможенного оформления первой партии увеличен также срок, в течение которого следует осуществить таможенное оформление всех компонентов (ранее было 6 месяцев), причем срок может быть продлен до 3 лет.
В законодательстве Беларуси предусмотрены положения, аналогичные, по сути, приказу ГТК России № 388, но допускается возможность помещения классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта. В Казахстане до недавнего времени аналогичной процедуры не было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле Республики Казахстан, вступившем в силу с 01.07.2010, особенности классификации и декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены. Таким образом, сегодня законодательство всех стран – участниц ТС предусматривает возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД ТС крупного оборудования, поставляемого партиями.
В целом ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в Россию сегодня можно оценить положительно. Но при этом все равно надежнее всего положиться на опытную консалтинговую таможенную компанию, оказывающую весь объем услуг по реализации проектов, связанных с ввозом оборудования. Максимальное снижение рисков крупных внешнеэкономических проектов, минимизация издержек в таможенной сфере решаются такой компанией за счет комплексной подготовки ввоза товаров и заблаговременного обеспечения принятия на высших уровнях таможенной системы всех необходимых для этого решений.
Но это уже другая тема.