• 29 апреля, 2011
  • 145

Инвестировать в Таможенном союзе? – Экспертное мнение

Проект под названием «Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана» пока идет удачно. Формирующийся общий рынок товаров, рабочей силы и капиталов, около 170 млн человек жителей, более 2 трлн долл ВВП, который через несколько лет вырастет еще процентов на 15-18, и серьезные перспективы роста вообще – это вдохновляет. Но, чтобы не остаться «кооперативом технологически отсталых государств», нам всем нужны инвестиции; нужен импорт технологического оборудования для модернизации производственных активов и создания современных производств.

А что должен знать сам инвестор? С таким вопросом редакция обратилась к Владимиру Мирошниченко, начальнику юридического отдела таможенного холдинга «Группа ТАРГО», члена ТПП РФ.

Принимая решения об инвестировании, планируя ввоз технологического оборудования, инвестор, безусловно, задумывается о максимальной минимизации издержек, говорит Владимир Мирошниченко. Что и как здесь можно сделать?

Первое, на что следует обратить внимание, – это тарифно-налоговое регулирование в Таможенном союзе. Ввозные пошлины в новом Едином таможенном тарифе Таможенного союза установлены лишь для небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. И в целом в отношении ставок ввозных таможенных пошлин нынешнюю ситуацию для импортеров можно оценить достаточно позитивно.

Но тут есть и ложка дегтя. При импорте технологического оборудования помимо ввозной таможенной пошлины следует уплатить налог на добавленную стоимость (НДС). Установление его ставок, порядка и сроков уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран – участниц Таможенного Союза. В России базовая ставка НДС, в том числе применяемая при ввозе оборудования, – 18 процентов, в Беларуси с 1 января 2010 года она увеличена до 20, а в Казахстане с начала 2009 года составляет лишь 12 процентов.

Правда, при соблюдении довольно масштабного перечня условий и требований НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в принципе может быть предъявлен импортером к вычету. Однако, когда речь идет о дорогостоящем промышленном оборудовании, уплата НДС требует длительного отвлечения существенных денежных средств, которые могли бы быть направлены на организацию производственного процесса.

В России облегчить налоговую нагрузку отчасти позволяет Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 372, изданное в развитие соответствующей нормы Налогового кодекса РФ. Постановлением утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране и поэтому не подлежат обложению НДС при ввозе на ее территорию.

У Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие правительственное постановление, позволяющее при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень, уплачивать НДС методом зачета. Фактически это то же освобождение от налога. Но, в отличие от России, в Казахстане установлены ограничения по пользованию и распоряжению освобожденными от НДС товарами: импортеры имеют право использовать их только для собственных нужд. В законодательстве Беларуси нет подобных положений, однако, издан декрет Президента от 13.06.2001 № 16, позволяющий предоставлять рассрочку по уплате НДС сроком на год в отношении технологического оборудования и его запасных частей, если они ввозятся по ставке таможенной пошлины, равной 0 процентов.

Владея информацией о базовом уровне налогообложения, инвестор при принятии решения о ввозе технологического оборудования должен обязательно обратить внимание также на специальные льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.

С началом функционирования Таможенного Союза эти льготы предоставляются исключительно на основании соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130. Так, допускается предоставление тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставной капитал.

Но определение порядка предоставления льготы при вкладе в уставной капитал – это уже прерогатива национальных законодательств. В России, например, импортеры уже практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставной капитал из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами таких льгот. Дело в том, что возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей ранее регламентировалась документом ФТС России для служебного пользования, максимально забюрократизированного и растягивалась на срок до года. В настоящее время контроль правильности предоставления льгот отнесён на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в Налоговом Кодексе РФ и принятия упоминавшегося Постановления Правительства РФ № 372 с 1 июля 2009 года при ввозе оборудования в уставной капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0 процентов, а обеспечение уплаты таможенных платежей и иные практические затруднения в дальнейшем использовании оборудования, в частности, запрет на его реализацию, по-прежнему актуальны, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует и практического применения она почти не имеет.

Однако не все так безнадежно. В Таможенном кодексе Таможенного Союза (ТК ТС) появилась новелла, представляющая интерес для предприятий, которые все-таки воспользовались либо только планируют воспользоваться льготой при ввозе в уставной капитал. Если раньше ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в уставной капитал, были бессрочными, то теперь по ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок.

В Беларуси тоже есть льгота по уплате таможенных платежей при ввозе технологического оборудования в уставной капитал. Важной отличительной чертой здесь является то, что льгота может применяться только при условии осуществления предприятием производственной деятельности в сельской местности или в населенных пунктах численностью до 50 тыс человек. Еще одна особенность – ограничения по распоряжению и пользованию товарами, ввезенными с предоставлением льготы в качестве вклада в уставный фонд, действуют лишь в течение 3 лет с момента таможенного оформления. В

Казахстане была своя льгота, которой до 1 июля 2010 года инвесторы могли пользоваться при ввозе технологического оборудования. Сегодня она работает уже в масштабе всего Таможенного союза. Речь о пункте 7.1.11 уже упоминавшегося решения Комиссии Таможенного Союза № 130; в нем предусматривается освобождение от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, а также сырья и материалов, ввозимых в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства – участника Союза. Комиссия Таможенного Союза должна вести перечень инвестиционных проектов и всех освобождаемых по ним товаров и определить порядок контроля за их целевым использованием.

Эта льгота является новеллой в тарифном регулирования и, безусловно, выглядит весьма привлекательно. Неудивительно, что ее практическое применение очень интересует сегодня тех, кто инвестирует в производственные активы.

Какие еще возможности минимизировать издержки инвестора, не относящиеся к налоговой политике, существуют в рамках таможенного законодательства?

Известно, например, что выпуск сложного промышленного оборудования занимает много времени, причем нередко его блоки производятся в разных странах. Поэтому наиболее оптимальной, а нередко и единственно возможной становится именно поэтапная поставка оборудования в течение достаточно долгого времени – иногда это продолжается год, а то и дольше. Поэтому на первый план выходят вопросы классификации компонентов оборудования, создание возможностей оформить все компоненты оборудования по минимально возможной ставке ввозной таможенной пошлины, а также облегчение процесса и отсутствие задержек при таможенном оформлении.

Достичь этого позволяет механизм получения предварительных решений Федеральной таможенной службы о классификации товаров. В том случае, если комплект оборудования не слишком большой и его доставка к месту таможенного оформления возможна в течение сроков временного хранения товаров, обоснованным будет получение предварительного классификационного решения в соответствии с правилами вступившего в действие с 24.03.2011 года Административного регламента Федеральной таможенной службы (Приказ ФТС РФ от 25.10.2010 №1957).

Однако, если руководствоваться общим порядком классификации в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ТС – в случае, когда процесс изготовления и поставки оборудования более длительный, – то возникнет необходимость декларирования отдельных компонентов оборудования в соответствующих им товарных позициях. Это повлечет за собой необходимость уплаты ввозных пошлин, предоставления большого количества разрешительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений по каждой поставке.

Но из такой ситуации тоже есть выход.

Дело в том, что в таможенном законодательстве предусмотрена возможность оборудование крупного промышленного объекта, поставляемого поэтапно в течение установленного периода времени, классифицировать одним кодом Товарной номенклатуры ВЭД ТС, с получением соответствующего классификационного решения. Такой порядок в России существует с 2001 года (ранее – приказ ГТК России от 23.04.2001 № 388, сейчас – приказ ФТС России №206 от 4.02.2011 ). На основании соответствующего классификационного решения применяется особый порядок декларирования; оборудование декларируется путем подачи заявления на условный выпуск на каждую его партию с обеспечением уплаты таможенных платежей по ней. Главное: итоговая таможенная декларация подается и, соответственно, таможенная стоимость определяется, а таможенные платежи уплачиваются только после завершения всех поставок.

Ввоз технологического оборудования по такой процедуре помимо оптимизации таможенных платежей еще и значительно упрощает таможенное оформление крупных промышленных объектов. Не нужно представлять подробное техническое описание всех компонентов, определять коды Товарной номенклатуры ВЭД ТС, оформлять множество сертификатов и прочих документов. Поэтому за 10 лет существования приказа № 388 этот порядок ввоза оборудования стал весьма популярным у импортеров. Он сокращает их затраты и подвигает к переоснащению производства.

В Таможенном кодексе Таможенного союза, к счастью, также предусмотрена возможность ввоза технологического оборудования упомянутым способом, причем этот вопрос может регламентироваться и национальным законодательством. Так, в России вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», в котором возможность получения упомянутых классификационных решений предусмотрена ст.107 ФЗ. Есть и новое: перечень товаров, в отношении которых можно получить классификационные решения, расширен; до одного года с момента начала таможенного оформления первой партии увеличен также срок, в течение которого следует осуществить таможенное оформление всех компонентов (ранее было 6 месяцев), причем срок может быть продлен до 3 лет.

В законодательстве Беларуси предусмотрены положения, аналогичные, по сути, приказу ГТК России № 388, но допускается возможность помещения классифицируемого оборудования под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта и экспорта. В Казахстане до недавнего времени аналогичной процедуры не было. Однако в новом Кодексе о таможенном деле Республики Казахстан, вступившем в силу с 01.07.2010, особенности классификации и декларирования подобных товаров, поставляемых партиями, предусмотрены. Таким образом, сегодня законодательство всех стран – участниц ТС предусматривает возможность декларирования одним кодом ТН ВЭД ТС крупного оборудования, поставляемого партиями.

В целом ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в Россию сегодня можно оценить положительно. Но при этом все равно надежнее всего положиться на опытную консалтинговую таможенную компанию, оказывающую весь объем услуг по реализации проектов, связанных с ввозом оборудования. Максимальное снижение рисков крупных внешнеэкономических проектов, минимизация издержек в таможенной сфере решаются такой компанией за счет комплексной подготовки ввоза товаров и заблаговременного обеспечения принятия на высших уровнях таможенной системы всех необходимых для этого решений.

Но это уже другая тема.

Похожие статьи

ВСП: Необходимо формировать государственную политику в сфере диагностики и лечения ХОБЛ

ВСП: Необходимо формировать государственную политику в сфере диагностики и…

Курение — не единственный фактор развития хронической обструктивной болезни легких, которая в среднем отнимает у человека 8-9 лет ожидаемой продолжительности жизни.

Как одна семья: новый формат обслуживания состоятельных клиентов

C 1 ноября клиенты Sber Private Banking смогут делиться привилегиями со своими близкими.

«АльфаСтрахование» вновь стала страховым гарантом Международного аэропорта «Домодедово»

«АльфаСтрахование» застраховала ответственность Международного аэропорта «Домодедово». Компания заключила договор страхования ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, повреждения воздушных судов.