- 30 сентября, 2013
- 151
«Электронные» классификационные решения: плюсов много, но есть и минусы
В проекте ФЗ «О внесении изменений в главу 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» деловые круги особенно интересуют предлагаемые изменения в ст. 107. Она регламентирует особенности получения решения по классификации товара, который поставляется в разобранном виде в течение определенного периода времени.
При этом, поясняет юрист таможенного холдинга "Группа ТАРГО", кандидат юридических наук Николай Зарубин, п.2 статьи в редакции проекта предусматривает возможность подачи заявления для получения классификационного решения в формате электронного документа, а п.3 – что решение может быть выдано таможенным органом не только в письменном виде, но и в электронной форме (как и решение об отказе в рассмотрении заявления, о необходимости предоставления дополнительной информации или об отклонении заявления о принятии решения).
Введение подобной практики, подчеркивает Николай Зарубин, представляется очень важным с точки зрения совершенствования взаимодействия между органами государственной власти и участниками внешнеэкономической деятельности и открывает большие перспективы для упрощения таможенных операций.
Отдельного упоминания заслуживает последний абзац пункта 4 ст. 107 Закона о таможенном регулировании, который в редакции, предлагаемой проектом, предусматривает, что ФТС России может направить заявление о получении классификационного решения в «уполномоченный таможенный орган».В действующей на настоящий момент редакции предусмотрено, что классификационные решения в отношении товаров, поставляемых в разобранном виде, уполномочена выдавать только ФТС России. Можно сделать предположение, что предполагается делегирование данных полномочий и иным таможенным органам, возможно, региональным таможенным управлениям (так это сделано сегодня для предварительных классификационных решений, порядок выдачи которых определен приказом № 760 ФТС России от 18 апреля 2012 г.). Однако пока это лишь предположение; окончательная ясность может быть внесена лишь соответствующим подзаконным актом ФТС России.
Внимания заслуживает и добавленное в проекте основание для изменения решения по классификации, а именно отказ декларанта от дальнейших поставок компонентов товара, если условно выпущенные компоненты образуют товар, соответствующий коду, заявленному в решении о классификации. Данное положение позволит участникам ВЭД более гибко подходить к вопросам оптимизации своих расходов на поставляемое оборудование и в случае необходимости пересмотреть объем поставки, не теряя при этом экономии таможенных платежей, которую позволяет получить классификационное решение.
Есть, однако, одно спорное положение в законопроекте. В проекте пункт 5 ст. 107
«определяет формат и структуру заявления о принятии решения по классифика¬ции товара в форме электронного документа, и документов, прилагаемых к нему». Кроме того, в этом же пункте указано, что ФТС России определяет структуру и формат «перечня компоненто¬ товара».
Но, напоминает Николай Зарубин, некоторые документы, прилагаемые к заявлению, являются документами, составляемыми сторонами внешнеэкономической сделки в ходе их коммерческих взаимоотношений (например, внешнеторговый контракт). Представляется, что установить единые формат и структуру будет невозможно. Сложности могут возникнуть у российских компаний при объяснении необходимости составления внешнеторгового контракта в соответствии с форматом и структурой, предусмотренными ФТС России. Дело в том, что, по сложившимся правилами делового оборота, контракт составляет продавец товара, то есть иностранное лицо.
Вызывает вопрос и формализация таких, например, документов, как техническое описание товара и его отдельных компонентов, а также чертежей. При составлении данных документов учитывается большое количество инженерных и технических требований, которые впоследствии потребуются импортеру для правильной и безопасной эксплуатации оборудования. То есть будет довольно затруднительно соблюсти данные требования и при этом обеспечить соответствие документов форме, предусмотренной ФТС России.
Сегодня с высокой долей определенности можно говорить, что предлагаемый порядок принятия классификационных решений потребует от Федеральной таможенной службы отдельного нормативного документа, который будет регламентировать их выдачу в электронной форме.
Во всем остальном, по мнению юриста "Группы ТАРГО", можно только приветствовать законотворческую инициативу по организации выдачи классификационных решений в формате электронного документа.
В «Сведениях о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющих значение для оценки регулирующего воздействия проекта» говорится: классификационные решения в электронной форме позволят «значительно упростить порядок взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, а также автоматизировать контроль ввозимых и вывозимых компонентов, входящих в состав товара, в течение установленного периода времени (с учетом возможных изменений решения по классификации товара)».
И это правильно.