• 3 июля, 2023
  • 63

У 72% россияне в «кармане» не более 2000 рублей

Около 9% россиян пользуются только безналичной оплатой, остальные 91% оплачивают товары или услуги наличными деньгами хотя бы иногда. Каждый третий (32%) всегда имеет при себе наличные деньги, еще столько же россиян чаще имеют при себе наличные, но далеко не всегда (31%). В подавляющем большинстве случаев сумма карманных денег россиян не превышает 2.000 рублей (72%). 44% опрошенных носят наличные деньги в кошельках, а 56% не имеют кошелька или редко ими пользуются, нося наличные деньги в карманах одежды (25%), карманах сумки (19%) или портмоне для банковских карт (11%).

Россия входит в тройку стран-лидеров по доле пользователей безналичной оплаты товаров и услуг, в то время как наличными деньгами предпочитают расплачиваться не более трети населения.

Аналитический центр НАФИ и Страховой дом «ВСК» представляют результаты исследования о платежном поведении россиян в отношении наличных денег. Исследование показывает, какова сегодня доля приверженцев оплаты наличными, в каких случаях россияне предпочитают использовать наличные деньги, какую сумму обычно носят с собой и пользуются ли для этого кошельками.

На сегодняшний день 71% россиян предпочитают расплачиваться безналичными способами, при этом доля приверженцев наличной оплаты почти в 2,5 раза меньше и составляет 29%.

Чаще наличными деньгами расплачиваются 22% россиян. Преимущественно это молодежь до 24 лет (36%), мужчины (28% против 16% среди женщин), жители сельской местности (36%) и россияне без высшего образования (27%).

Крайние позиции в отношении пользования тем иным видом оплаты демонстрирует шестая часть населения. Так, только безналичной оплатой пользуются 9% россиян, остальные 91% используют наличные хотя бы изредка. В свою очередь, только наличными расплачиваются 7% опрошенных.

Типичный портрет человека, который расплачивается исключительно наличными деньгами: житель села, без высшего образования, не работающий и оценивающий свое материальное положение как плохое.

Для большинства россиян сегодня оплата наличными является крайней мерой. 68% опрошенных говорят, что используют наличные деньги только тогда, когда нет возможности оплатить товар или услугу банковской картой или переводом.

Вторая типичная ситуация, при которой россияне используют наличные, – это когда человек совершает покупку в ларьке или палатке. В таких случаях нужна мелочь, и наличными деньгами, монетами, расплачиваются 34% россиян.

Третий распространенный повод для использования наличных денег – оплата общественного транспорта. 29% россиян предпочитают платить за проезд в автобусе, маршрутке или другом виде транспорта именно наличными.

Реже наличные деньги используют при расчетах с курьером (14%) или оставляя чаевые (12%).

В целом россиян можно разделить на четыре группы по отношению к наличию при себе денег:

1)   те, у кого всегда есть с собой наличные деньги (32% опрошенных),

2)   те, кто чаще имеет при себе наличные, но вполне может выходить из дома и без них (31%),

3)   те, кто, напротив, чаще ходят без наличных и лишь изредка имеют их при себе (30%),

4)   те, у кого практически никогда не бывает с собой наличных (7%).

В подавляющем большинстве случаев (72%) сумма карманных денег жителей нашей страны не превышает 2000 рублей. 31% россиян обычно носят с собой не более 500 рублей, 41% – от 500 рублей до 2000 рублей.

Сумму свыше 2000 рублей носят 21% опрошенных (15% – от 2000 до 5000 рублей, 4% – от 5000 до 10000 рублей, 2% – свыше 10000 рублей).

Чаще всего наличные деньги россияне носят в классических кошельках, однако есть тенденция по сокращению их использования.

Так, активно пользуются кошельками 44% россиян, а более половины – 56% – не имеют кошелька вообще или имеют, но редко им пользуются.

Не имеют кошельков 16% россиян. Прежде всего, это мужчины (23% против 10% женщин), жители городов (17%) и представители старшей категории молодежи (20% среди опрошенных от 25 до 34 лет).

40% россиян имеют кошельки, но редко их берут с собой или редко ими пользуются (10% – всегда берут, но практически не пользуются; 19% – редко берут с собой; 11% – совсем не носят с собой кошелек, он просто лежит у них дома).

Среди тех, кто не имеет кошелька или редко им пользуется, преобладают приверженцы безналичной оплаты товаров и услуг, для которых классический кошелек становится атавизмом или атрибутом прошлого. Подавляющее большинство из них (76%) заявляют о том, что раньше активно им пользовались. Четверть из них (24%) никогда раньше кошелька не имели.

Альтернативными кошельку местами для повседневного ношения наличных денег у россиян являются:
  • карманы одежды – каждый четвертый носит наличные в карманах одежды (25%),
  • карманы сумки – в них носит деньги каждый пятый (19%),
  • портмоне для банковских карт – в нем носит деньги каждый десятый опрошенный (11%).

«Рынок FinTech в России динамично растет, с каждым годом увеличивается число россиян, предпочитающих банковские карты и различные платежные онлайн-сервисы для оплаты товаров и услуг. Одним из барьеров роста популярности цифровых платежей является боязнь людей потерять имеющиеся в банке деньги. Дополнительной гарантией сохранности средств является страхование банковских карт – соответствующий полис покрывает не только базовые риски, вроде утери или повреждения карты, но и мошеннические списания – например, когда данные карты были получены в результате фишинга или незаконных действий сотрудников торговых сетей», – отметил Максим Грушко, заместитель руководителя управления аналитики и исследований Страхового Дома ВСК.

Похожие статьи

5,7 млрд рублей накопили жители столичного региона со СберСтрахованием…

Жители Москвы и Московской области, как и россияне в целом, сохраняют сберегательную модель поведения.

Калининградский филиал Страхового Дома ВСК обеспечил страховой защитой имущественные…

Калининградский филиал Страхового Дома ВСК застраховал производственный комплекс группы компаний на площади более 15 000 кв. км на 10 га земли.
Исследование Домклик: к концу первого полугодия доля льготной ипотеки выросла до 76%

Исследование Домклик: к концу первого полугодия доля льготной ипотеки…

Аналитический центр Домклик в своем регулярном исследовании рассказывает о ключевых изменениях на российском рынке недвижимости.