• 16 марта, 2023
  • 126

У нас и у них: как считают стоимость ОСАГО в разных странах?

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Российские страховые эксперты систематически заявляют о выгодах аккуратного вождения для отечественных автомобилистов, и эти заявления подтверждает официальная статистика. По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА) только в 2022 году максимальную скидку в 54% за безаварийную езду по коэффициенту «бонус-малус» (КБМ) при оформлении полиса ОСАГО получил 31% от всех автовладельцев или 15,4 млн человек. Рассказываем, получают ли скидки на полисы водители из других стран, как выросла доля безаварийных водителей в России за последние годы и почему аккуратно водить нужно не только ради скидок.

В соседней Эстонии на размер премии влияет марка, модель, мощность двигателя, вес и количество мест в автомобиле.

Страховая история имеет значение, однако нет единого правила как её оценивать и в какой степени учитывать – это остается на усмотрение компании. Норвежским автовладельцам полагаются скидки на страховку за безаварийное вождение, а виновники ДТП ради экономии на следующем полисе платят большую часть ущерба пострадавшей стороне вместо страховщика. Финские водители со скидками за безаварийность по ОСАГО знакомы, а ещё на стоимость полиса влияет наличие или отсутствие дополнительных средств безопасности, например, антиблокировочных тормозов. Кстати, в Италии обязательно страхуют даже годами стоящие в гаражах и старые машины, ведь они состоят на учете. Средняя стоимость полиса здесь около 26 тыс. рублей.

В США при определении стоимости договора обязательного автострахования учитывается не только возраст, пробег и марка автомобиля, но и степень благополучия района города, где машина содержится ночью. Количество и степень серьезности ДТП может увеличить размер страхового взноса в несколько раз, а крупные страховые компании и вовсе имеют законное право отказать представителю «группы высокого риска». На стоимость китайской автогражданки также влияет история вождения: каждый год без ДТП снижает цену полиса на 10%, но максимальная скидка лишь 30% (напомним, что в России максимальная скидка может достигать 54%). И, наконец, в Японии аналога российского КБМ нет: стоимость ОСАГО больше полувека устанавливается под контролем государства. Возмещение ущерба распространяется только на случаи причинения вреда жизни и здоровью.

Но, вернемся к российским потребителям ОСАГО: из года в год количество водителей, которые осознают преимущества безаварийного вождения и получают заслуженные скидки при оформлении страховки, действительно растет.

Если скидку по КБМ в размере 5% и более за 2022 год получило 92,5% или 45,8 млн автовладельцев, то в 2021 году её получили 35,9 млн купивших ОСАГО водителей, а в 2020 году чуть меньше – 35 млн застраховавших свою автогражданскую ответственность человек. В 2021 году доля автовладельцев с максимальной на тот момент скидкой по КБМ (50%) составила 14,7 млн человек, а ещё годом ранее её обладателями были 9,6 млн автовладельцев.

«Благодаря системе «бонус-малус» страховщики более точно определяют индивидуальную стоимость ОСАГО для аварийных и безаварийных автовладельцев. Статистика показывает, что аккуратных водителей на дорогах подавляющее большинство и доля их растет, поскольку люди осознают, насколько выгодно аккуратное вождение. Скидки для них увеличиваются, а значит цена страховки выглядит привлекательнее, чем у высокоавариных лихачей. Для каждого разумного автолюбителя скидка на страховку является дополнительным экономическим стимулом ездить аккуратно и не создавать аварийных ситуаций», – уверен президент РСА Евгений Уфимцев.

Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что пересмотр коэффициента «бонус-малус» происходит ежегодно, что позволяет страховым компаниям формировать индивидуальную для каждого автовладельца стоимость полиса ОСАГО ещё более справедливо. Последнее обновление КБМ произошло 1 апреля 2022 года. Максимальная скидка за безаварийное вождение впервые увеличилась на 4 процентных пункта (с 50% до 54%). Минимальный КБМ уменьшился с 0,5 до 0,46, а максимальный увеличился с 2,45 до 3,92. Следующий автоматический пересчет коэффициента «бонус-малус» произойдет 1 апреля 2023 года и будет действителен до 31 марта 2024 года.

Похожие статьи

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Статистика РСА за 2023-2024 годы подтверждает, что ситуация с запчастями и стоимостью ремонта после ДТП далека от стабилизации. Вопреки этому стоимость…
БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

БОРОЛИСЬ — И ПОБЕДИЛИ

После изменений в порядке проведения техосмотров, вступивших в силу в 2021 году, продажа поддельных диагностических карт свелась к минимуму. Однако обеспечение…
За 9 месяцев 2024 года сумма накладных судебных расходов выросла более чем на треть

За 9 месяцев 2024 года сумма накладных судебных расходов…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), за 9 месяцев 2024 года сумма накладных судебных расходов (в том числе – штрафы, пени…