• 29 июля, 2025

Водитель водителю — друг? 77% автолюбителей ведут мысленные диалоги с другими участниками движения

Дорога — пространство, где каждый день встречаются десятки незнакомых друг другу людей, а значит, там всегда есть место взаимодействию и общению. Медиахолдинг Rambler&Co и экосистема Сбера для автолюбителей провели совместное исследование, чтобы узнать, как именно водители относятся друг к другу в дорожном потоке. В опросе приняли участие более 7 000 автомобилистов со всей России.

Проявления дружелюбия и эмоций: радует предсказуемость, злят провокации

Большинство респондентов (65%) по умолчанию относятся к другим водителям позитивно — если те своими действиями не вызовут обратную реакцию. 8% воспринимают соседей по дороге нейтрально, без какой-либо эмоциональной оценки. И 27% придерживаются более пессимистичных взглядов: для них соседи по дороге — скорее потенциальные источники стресса, поэтому они всегда начеку.

Как бы ни складывалось отношение к другим автомобилистам, дружелюбные поступки не остаются незамеченными. Больше всего симпатии вызывает предсказуемое и вежливое поведение в потоке (26%). Также в числе лидеров — понимание и поддержка, которые проявляются, например, в терпении к нерешительности начинающего водителя (22%). Каждый пятый (19%) особенно ценит вежливость, выражающуюся в активном использовании сигналов благодарности — мигании «аварийкой» или жестах рукой. Среди приятных проявлений дружелюбия — помощь в очевидно сложных ситуациях, например, буксировка (16%) и непрошенная, но полезная поддержка, например, подсказка о визуально заметных проблемах с машиной (14%). Оставшиеся 3% отметили другие формы выражения дружелюбия.

С другой стороны, любое хорошее отношение «убивают» агрессия, подрезания и провокации на дорогах (26%), игнорирование ПДД (21%), высокомерие (20%), «бездумное» вождение — невнимательность или привычка отвлекаться на смартфон (18%), а также игнорирование неформальных правил — неблагодарность, задержка движения по левой полосе и прочее (12%). Лишь 3% респондентов сохраняют доброжелательность к другим в любой ситуации.

Опыт взаимодействия: народное единство в неожиданных проявлениях

Тем не менее, четверо из пяти водителей стремятся проявлять именно дружелюбие. Самый распространённый жест — пропуск других спешащих водителей вперед, если это безопасно (40%). 24% чаще всего выражают дружелюбие предупреждениями о возможной опасности с помощью мигания фар. Есть и те, кто регулярно помогают починить или подтолкнуть машину (6%), делятся подсказками по навигации (3%), звонят в экстренные службы, оказывают первую помощь или подвозят до СТО при ДТП (3%). 1% уделяют внимание расстановке подсказок по трафику на интерактивных картах.

Ощущение «дорожного единства» чаще всего возникает, когда другой водитель проявляет лояльность в конкретной ситуации: на первом месте — уступка на скоростном участке дороги (32%). Также на ощущение «команды» влияют ситуации, когда водители вместе преодолевают пробки или плохие дороги (13%), имеют одинаковые или похожие автомобили (7%), долго едут в одном направлении (6%).

По 4% приветливо относятся к водителям, которые приятны внешне, возят милых домашних животных или разделяют похожие жизненные ситуации — например, тоже перевозят детей.

Ещё 1% отмечают единство с теми, кто проявляет милые привычки — например, эмоционально подпевает музыке, или же когда у попутчика просто похожий госномер. Для 22% такие факторы или стечения обстоятельств не влияют на общее дружелюбие.

Живое общение: в мыслях и наяву

Исследование показало, что водители живо и эмоционально воспринимают происходящее на дороге. Это подтверждает тот факт, что 77% опрошенных ведут мысленные диалоги с другими участниками движения. По 13% просят ускориться, чтобы успеть на зеленый сигнал, другие — позволить обгон, и столько же (13%) респондентов чаще всего общаются не с отдельным водителем, а со всем потоком — «ну и чего стоим?» Некоторым достаточно просто долго находиться на одной трассе, периодически обгоняя друг друга, чтобы подумать нечто вроде «и снова здравствуйте!» (9%). 6% поддерживают друг друга при совместном преодолении трудной ситуации на дороге, а 3% не воздерживаются от комплиментов, когда видят красивую машину по соседству в потоке. Эти внутренние монологи — отражение настоящего живого общения, которое, хоть и не всегда звучит вслух, создает ощущение общего опыта.

Если говорить о внешних проявлениях коммуникации, автомобилисты чаще всего обмениваются сообщениями с помощью сигналов фар и жестов. Эти способы оказались самыми популярными: каждый третий (33%) использует дальний свет, чтобы предупредить или поблагодарить, еще 29% полагаются на жесты. Каждый десятый (9%) по старинке открывает окно или выходит из машины и обращается к другому автолюбителю напрямую. 1% пользуются чатами или «разговорчиками» в навигаторе, еще 1% отмечают другие варианты коммуникации. Впрочем, четверть (25%) респондентов предпочитают держать свои мысли при себе.​​​​​​​

Исследование доказывает: россияне помнят и понимают, что за рулём не одни. Каждый жест, даже самый простой, может изменить настроение другого человека в лучшую сторону. Доброжелательность, предсказуемость и внимание к другим делают поездки безопаснее и приятнее!

Похожие статьи

НКР подтвердило наивысший кредитный рейтинг Сбера

Рейтинговое агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг Сбера на наивысшем уровне AAA.ru. Прогноз по рейтингу остался стабильным.

Родители назвали сумму, которую готовы потратить на безопасность ребенка…

Каждый десятый родитель готов потратить на автомобильное кресло и другие приспособления для безопасности ребенка в машине не более 5 тысяч рублей,…

Сбербанк упростил процесс получения ключей в новостройках и запустил…

Сервис Домклик от Сбера запустил комплексное цифровое сопровождение для покупателей новостроек.