• 10 февраля, 2023

Запчастей нет, а ОСАГО дорожает? Разбираемся в ситуации с «автогражданкой» в 2023 году

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

2023 год начался с неожиданного – отовсюду стали звучать обеспокоенные комментарии по поводу ОСАГО. Усугубившийся кризис на рынке автозапчастей больно ударил по сегменту «автогражданки». Большинство экспертов сходятся во мнении – ОСАГО нужно реформировать, причем в кратчайшие сроки. Что случилось, и какая судьба ждёт обязательное автострахование?

Краеугольным камнем проблемы стал кризис на рынке автозапчастей. Ситуация уже не новая: о дефиците комплектующих страховщики и СТО начали говорить ещё весной прошлого года. Тогда же стали звучать предложения о налаживании параллельного импорта и внутреннего производства. Однако это небыстрый процесс и, как можно догадаться, кризис только усугублялся, детали росли и продолжают расти в цене, а сроки поставок – увеличиваться.

Кризис на рынке автозапчастей закономерно привел к тому, что фактические сроки ремонта автомобилей после ДТП также увеличились. Несмотря на то, что параллельный импорт части комплектующих в итоге был налажен, СТО и страховые компании, соответственно, не всегда могут уложиться в положенный по закону срок в 30 дней.

Всё это стало почвой для громкого и печального финала – в декабре 2022 года осуществить натуральное возмещение по ОСАГО стало практически невозможно. Тем не менее, хоронить «автогражданку», как это поспешили сделать некоторые эксперты, ещё рано, т. к. общественники и участники рынка предложили выход.

Прежде всего, предлагается законодательно закрепить увеличение сроков ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней, что позволит учитывать растянувшиеся сроки доставки необходимых деталей. Кроме того, страховое сообщество говорит о необходимости разрешить использование б/у запчастей при натуральном возмещении.

И если первый пункт ни у кого вопросов не вызывает, то второй подвергся критике со стороны некоторых экспертов. Основной аргумент противников б/у запчастей – снижение безопасности и качества, к которому якобы приведет такое решение. Однако данные многочисленных исследовательских центров позволяют убедиться, что практика ремонта бывшими в употреблении деталями для российских автовладельцев не нова. Средний возраст автомобилей в нашей стране, по данным аналитического агентства «Автостат», составляет 12,5 лет, соответственно, многие автомобилисты предпочитают устанавливать детали со вторичного рынка, т.к. это дешевле и доступнее. А в регионах с преимущественно праворульными машинами эта практика распространена повсеместно – на такие автомобили новых оригинальных запчастей практически не найти.

Соответственно, ничего радикально нового не предлагается, нужно лишь узаконить и так существующий механизм. Это подтверждает и исследование Финансового университета при Правительстве РФ, по результатам которого, в целом по России автосервисы считают возможным использование бывших в употреблении запасных частей, если замена детали не влияет на безопасность эксплуатации автомобиля. 33% считают такую практику возможной хотя бы в отдельных случаях, а 49% в принципе приемлемым вариантом ремонта автомашины.

Важно отметить то, что б/у запчасти в ремонте по ОСАГО будут использоваться только в ремонте кузова и только после прохождения сертификации, подтверждающей качество.

«Несмотря на то, что средняя выплата по ОСАГО в декабре 2022 года выросла на 28% по сравнению с январём того же года и продолжает расти, этого не всегда бывает достаточно, чтобы полностью отремонтировать автомобиль. Для многих автовладельцев суммы, которые нужно доплачивать за ремонт, оказываются неподъемными, а потому потребность в отлаживании натурального возмещения стоит для них особенно остро. Важно, чтобы нововведения упрощали жизнь, в первую очередь, клиентам страховых компаний и сводили к минимуму неудобства, связанные с ремонтом» – отметил Павел Самиев, председатель комитета «Опора России» по финансовым рынкам.

Похожие статьи

НСИС подводит итоги деятельности АИС страхования за 10 месяцев…

За 10 месяцев 2025 года заключено 42,685 млн договоров ОСАГО со средней страховой премией 6,287 тыс. руб.
Натуральный ремонт не работает: рынок настаивает на модернизации автострахового законодательства

Натуральный ремонт не работает: рынок настаивает на модернизации автострахового…

На первом транспортно-страховом форуме «Автострахование–2025», который 13-14 ноября проходит в Сочи, представители страхового рынка, транспортных компаний и эксперты пришли к общему…

НСИС: Почти 99% полисов в структуре краткосрочных ОСАГО –…

"Национальная страховая информационная система" (НСИС) проанализировала полисы 2025 года по продолжительности и по покупателям коротких полисов, ведь в общем количестве коротких…