Инновационный детский центр по безопасности дорожного движения открылся в Калужской области

Госавтоинспекция МВД России, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» объявляют старт новой программы «Лаборатория безопасности»в рамках программы создания центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Десятый центр 16 июня открылся в Калужской области. Программа реализуется в рамках выполнения абзаца второго подпункта «о» пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 14 марта 2016 года. 

Проблематика

С 2005 года снижение числа ДТП с участием детей до 16 лет составило почти 25%. Однако, если смотреть на абсолютные цифры, количество аварий продолжает оставаться крайне высоким. В 2016 году произошло 19 269 ДТП с детьми, где погибло 710 детей и было ранено 20 621. На каждую тысячу жителей, моложе трудоспособного возраста (0-15 лет), приходится 0,8 ДТП..

Универсальная программа, призванная сократить
число ДТП с детьми

Для снижения числа аварий с участием детей, предотвращения ключевых
факторов риска в области детской безопасности на дорогах и формирования
культуры поведения была создана программа «Лаборатория безопасности»,
которая предусматривает полное вовлечение детей в процесс осознания опасностей на дороге, воспитание личности, соблюдающей ПДД и владеющей культурой поведения в транспортной среде. В каждом регионе, где будет открыт центр, планируется обучение не менее 4000 детей за два года.

В программе обучения выделено несколько блоков: для детей, передвигающихся со взрослыми, для самостоятельных детей-пешеходов и для будущих водителей. Отдельно предусмотрены модули, в рамках которых обучаются педагоги и родители.Блоки сформированы исходя из разной проблематики этих категорий, от которой зависит смысловая нагрузка и подача материала.Уникальность методологии заключается в доступной подаче информации, широком охвате аудитории и мобильности программы.За основу методологии взята статистическая информация, с помощью которой были выявлены основные проблематики каждой аудитории и поделены как по возрастным особенностям, так и по тематическим направлениям.

Таким образом, после передачи оборудования, методологических материалов, раздаточной продукции образовательным организациям субъекта и подготовкипедагогического состава региональные центры получают возможность самостоятельного обучения детей и родителей по разработанным программам. Организаторы программы на протяжении двух лет будут вести поддержку проекта в регионе не только удаленно, но и выезжая на места при необходимости.

В разработке методологии приняли участие эксперты в области безопасности дорожного движения, медицины, психологии и педагогики, а именно: представители Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного психолого-педагогического университета, Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Минздрава России и Московского финансово-юридического института.

Дети, передвигающиеся со взрослыми

Это дети возрастом 5-8 лет – самая младшая аудитория, основное передвижение которой происходит только с сопровождающим человеком. Поэтому авторы методологии включили в модуль не только основы самостоятельного принятия решения на дороге, но и оценку решений сопровождающего. Таким образом, ребенок уже в этом возрасте может сделать замечания родителям в случае нарушения ими правил дорожного движения – перехода на красный сигнал светофора или не по пешеходному переходу. 

Для этой группы разработано 4 направления:

·       Двухколесный транспорт(выбор безопасных мест для катания,
правильная экипировка, оснащение велосипедов, коммуникация
с другими участниками дорожного движения);

·       Пешеходы(проработка типовых ситуаций с использованием игровых инструментов, которые позволяют ребенку выработать стратегию поведения);

·       Пассажиры (что такое безопасное место в автомобиле, как правильно пользоваться средствами пассивной безопасности, что такое отвлечение внимания, как ожидать маршрутный транспорт, как входить в
автобус и выходить из него);

·       Первая помощь (как правильно сообщить об опасной ситуации
сотруднику МЧС, какие действия предпринять для самозащиты).

Самостоятельные дети-пешеходы

Для детей возрастом 9-13 лет самая главная проблема – это отвлечение внимания, невозможность фокусирования на ситуации в целом. Поэтому основная задачаработы с этой группой детей: научить их осознаватьпоследовательность возникновения опасных ситуаций и действовать в соответствии с их появлением.

Для этой группы также разработано 4 направления:

·       Двухколесный транспорт (взаимодействие с пешеходами и автомобилистами, средства защиты);

·       Пешеходы(как выбрать место для перехода дороги, на какие особенности перехода обратить внимание, физика процесса движения автомобиля);

·       Пассажиры (более детальная проработка информации о правильном пользовании средствами пассивной безопасности);

·       Первая помощь (оценка опасности угрозы пострадавшему, как слушать дыхание, мерить пульс, элементарные навыки помощи пострадавшему).

Будущие водители

Дети от 14 лет и старше существенно отличаются от предыдущих двух групп. Водители двухколесного транспорта этой категории становятся полноценными участниками дорожного движения и могут двигатьсятолько по проезжей части, соблюдая правила дорожного движения.

Для этой группы разработано 5 направлений:

·       Двухколесный транспорт (движение только по проезжей части, ПДД, особое внимание на поведение водителей, оснащение велосипеда, защита);

·       Пешеходы(более углубленное изучение правил и их практическое применение);

·       Пассажиры (правильное использование ремней безопасности и учет особенностей все еще детского организма);

·       Водители(курс подготовки к автошколе: основы разумного
и защитного управления транспортным средством);

·       Первая помощь (практические основы первой доврачебной помощи).

Родители

При проведении занятий в группах младших и средних возрастов предусмотрено участие родителей, которые могут быть задействованы в некоторых упражнениях с детьми. Ребенок безусловно обращает внимание на авторитет родителей, чье мнение является ключевым при принятии решения, и эта особенность была учтена при разработке программ.

Педагоги

Подготовка кадрового состава для тренингов организуется на базе региональных центров дополнительного образования и проводится аттестованными тренерами – экспертами по защитному вождению, что позволяет детально проработать методику проведения мероприятий с детьми.

Автомобиль «Лаборатория безопасности»

Для визуализации и мобилизации тем, разобранных в модулях тренинга, используется передвижная «Лаборатория безопасности». Это автомобиль, который позволяет выезжать в отдаленные места региона в полном составе преподавателей и привозить с собой все необходимое оборудование для проведения занятий по разработанной методике. Внутри автомобиля – велосипеды, самокаты, конусы, демонстрационные стенды, столы-макеты, элементы улично-дорожной сети, а также модель автобусной остановки и модель автобуса.

Все это оборудование предназначено для моделирования дорожных ситуаций и обучению моделям поведения на дороге в условиях, максимально приближенных к реальным.

Сам автомобиль «Лаборатория безопасности» также является элементом тренинга: с его помощью отрабатывается упражнение, демонстрирующее зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства. Также на базе автомобиля демонстрируется применение детских удерживающих устройств: установка и крепление автокресла, правильная фиксация ребенка в нем, работа с отвлечением внимания и т.д.

Организаторами программы была выбрана модель микроавтобуса, которой может управлять водитель с категорией прав «B» для оптимизации расходов регионального центра на персонал.


 

География проекта

За два года реализации программы планируется участие в общей сложности
тридцати регионов. Первыми десятью субъектами стали:

·       Тульская область;

·       Костромская область;

·       Тамбовская область;

·       Смоленская область;

·       Владимирская область;

·       Калужская область;

·       Ярославская область;

·       Республика Хакасия;

·       Воронежская область;

·       Ленинградская область.

 

Признание научного сообщества

Татьяна Кочетова, кандидат психологических наук: «Характер, структура и содержание методических материалов для проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма соответствует требованиям, предъявляемым современными общественными запросами, а их реализация позволит обеспечить достижение заявленных результатов».

Андрей Свистунов, доктор медицинских наук: «Модуль «первая помощь» методики по 3-м возрастным категориям полностью соответствует современному законодательству и разработаны с учетом специфики детской психологии и возраста, что позволит при его реализации успешно сформировать у детей навыки оказания первой помощи пострадавшим и выработать правильные алгоритмы и стереотипы поведения в случае экстренной ситуации».

Наталья Кузнецова, кандидат психологических наук, начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения ФКУ НИЦ БДД МВД России: «Считаем представленную методику подготовленной на высоком методическом уровне, учитывающую возрастные и психологические особенности целевой аудитории, на которую направлено просветительское воздействие».

Владимир Кабанов, кандидат педагогических наук, доцент по специальности гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право: «Методическое обеспечение программы представлено содержательными сценариями занятий,что позволяет реализовать данную образовательную программу на высоком уровне».

Владислав Фролов, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского Финансово-юридического университета: «Методика полностью соответствует российскому законодательству в области безопасности дорожного движения, разработана с учетом специфики детской психологии и восприятия новых знаний, что позволит при реализации указанной программы сформировать у детей юридические знания по Правилам Дорожного Движения и выработать навыки безопасного поведения на дорогах».

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».