- 23 июня, 2017
- 148
Инновационный детский центр по безопасности дорожного движения открылся в Калужской области
Госавтоинспекция МВД России, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» объявляют старт новой программы «Лаборатория безопасности»в рамках программы создания центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Десятый центр 16 июня открылся в Калужской области. Программа реализуется в рамках выполнения абзаца второго подпункта «о» пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 14 марта 2016 года.
Проблематика
С 2005 года снижение числа ДТП с участием детей до 16 лет составило почти 25%. Однако, если смотреть на абсолютные цифры, количество аварий продолжает оставаться крайне высоким. В 2016 году произошло 19 269 ДТП с детьми, где погибло 710 детей и было ранено 20 621. На каждую тысячу жителей, моложе трудоспособного возраста (0-15 лет), приходится 0,8 ДТП..
Универсальная программа, призванная сократить
число ДТП с детьми
Для снижения числа аварий с участием детей, предотвращения ключевых
факторов риска в области детской безопасности на дорогах и формирования
культуры поведения была создана программа «Лаборатория безопасности»,
которая предусматривает полное вовлечение детей в процесс осознания опасностей на дороге, воспитание личности, соблюдающей ПДД и владеющей культурой поведения в транспортной среде. В каждом регионе, где будет открыт центр, планируется обучение не менее 4000 детей за два года.
В программе обучения выделено несколько блоков: для детей, передвигающихся со взрослыми, для самостоятельных детей-пешеходов и для будущих водителей. Отдельно предусмотрены модули, в рамках которых обучаются педагоги и родители.Блоки сформированы исходя из разной проблематики этих категорий, от которой зависит смысловая нагрузка и подача материала.Уникальность методологии заключается в доступной подаче информации, широком охвате аудитории и мобильности программы.За основу методологии взята статистическая информация, с помощью которой были выявлены основные проблематики каждой аудитории и поделены как по возрастным особенностям, так и по тематическим направлениям.
Таким образом, после передачи оборудования, методологических материалов, раздаточной продукции образовательным организациям субъекта и подготовкипедагогического состава региональные центры получают возможность самостоятельного обучения детей и родителей по разработанным программам. Организаторы программы на протяжении двух лет будут вести поддержку проекта в регионе не только удаленно, но и выезжая на места при необходимости.
В разработке методологии приняли участие эксперты в области безопасности дорожного движения, медицины, психологии и педагогики, а именно: представители Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного психолого-педагогического университета, Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Минздрава России и Московского финансово-юридического института.
Дети, передвигающиеся со взрослыми
Это дети возрастом 5-8 лет – самая младшая аудитория, основное передвижение которой происходит только с сопровождающим человеком. Поэтому авторы методологии включили в модуль не только основы самостоятельного принятия решения на дороге, но и оценку решений сопровождающего. Таким образом, ребенок уже в этом возрасте может сделать замечания родителям в случае нарушения ими правил дорожного движения – перехода на красный сигнал светофора или не по пешеходному переходу.
Для этой группы разработано 4 направления:
· Двухколесный транспорт(выбор безопасных мест для катания,
правильная экипировка, оснащение велосипедов, коммуникация
с другими участниками дорожного движения);
· Пешеходы(проработка типовых ситуаций с использованием игровых инструментов, которые позволяют ребенку выработать стратегию поведения);
· Пассажиры (что такое безопасное место в автомобиле, как правильно пользоваться средствами пассивной безопасности, что такое отвлечение внимания, как ожидать маршрутный транспорт, как входить в
автобус и выходить из него);
· Первая помощь (как правильно сообщить об опасной ситуации
сотруднику МЧС, какие действия предпринять для самозащиты).
Самостоятельные дети-пешеходы
Для детей возрастом 9-13 лет самая главная проблема – это отвлечение внимания, невозможность фокусирования на ситуации в целом. Поэтому основная задачаработы с этой группой детей: научить их осознаватьпоследовательность возникновения опасных ситуаций и действовать в соответствии с их появлением.
Для этой группы также разработано 4 направления:
· Двухколесный транспорт (взаимодействие с пешеходами и автомобилистами, средства защиты);
· Пешеходы(как выбрать место для перехода дороги, на какие особенности перехода обратить внимание, физика процесса движения автомобиля);
· Пассажиры (более детальная проработка информации о правильном пользовании средствами пассивной безопасности);
· Первая помощь (оценка опасности угрозы пострадавшему, как слушать дыхание, мерить пульс, элементарные навыки помощи пострадавшему).
Будущие водители
Дети от 14 лет и старше существенно отличаются от предыдущих двух групп. Водители двухколесного транспорта этой категории становятся полноценными участниками дорожного движения и могут двигатьсятолько по проезжей части, соблюдая правила дорожного движения.
Для этой группы разработано 5 направлений:
· Двухколесный транспорт (движение только по проезжей части, ПДД, особое внимание на поведение водителей, оснащение велосипеда, защита);
· Пешеходы(более углубленное изучение правил и их практическое применение);
· Пассажиры (правильное использование ремней безопасности и учет особенностей все еще детского организма);
· Водители(курс подготовки к автошколе: основы разумного
и защитного управления транспортным средством);
· Первая помощь (практические основы первой доврачебной помощи).
Родители
При проведении занятий в группах младших и средних возрастов предусмотрено участие родителей, которые могут быть задействованы в некоторых упражнениях с детьми. Ребенок безусловно обращает внимание на авторитет родителей, чье мнение является ключевым при принятии решения, и эта особенность была учтена при разработке программ.
Педагоги
Подготовка кадрового состава для тренингов организуется на базе региональных центров дополнительного образования и проводится аттестованными тренерами – экспертами по защитному вождению, что позволяет детально проработать методику проведения мероприятий с детьми.
Автомобиль «Лаборатория безопасности»
Для визуализации и мобилизации тем, разобранных в модулях тренинга, используется передвижная «Лаборатория безопасности». Это автомобиль, который позволяет выезжать в отдаленные места региона в полном составе преподавателей и привозить с собой все необходимое оборудование для проведения занятий по разработанной методике. Внутри автомобиля – велосипеды, самокаты, конусы, демонстрационные стенды, столы-макеты, элементы улично-дорожной сети, а также модель автобусной остановки и модель автобуса.
Все это оборудование предназначено для моделирования дорожных ситуаций и обучению моделям поведения на дороге в условиях, максимально приближенных к реальным.
Сам автомобиль «Лаборатория безопасности» также является элементом тренинга: с его помощью отрабатывается упражнение, демонстрирующее зависимость тормозного пути от скорости транспортного средства. Также на базе автомобиля демонстрируется применение детских удерживающих устройств: установка и крепление автокресла, правильная фиксация ребенка в нем, работа с отвлечением внимания и т.д.
Организаторами программы была выбрана модель микроавтобуса, которой может управлять водитель с категорией прав «B» для оптимизации расходов регионального центра на персонал.
География проекта
За два года реализации программы планируется участие в общей сложности
тридцати регионов. Первыми десятью субъектами стали:
· Тульская область;
· Костромская область;
· Тамбовская область;
· Смоленская область;
· Владимирская область;
· Калужская область;
· Ярославская область;
· Республика Хакасия;
· Воронежская область;
· Ленинградская область.
Признание научного сообщества
Татьяна Кочетова, кандидат психологических наук: «Характер, структура и содержание методических материалов для проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма соответствует требованиям, предъявляемым современными общественными запросами, а их реализация позволит обеспечить достижение заявленных результатов».
Андрей Свистунов, доктор медицинских наук: «Модуль «первая помощь» методики по 3-м возрастным категориям полностью соответствует современному законодательству и разработаны с учетом специфики детской психологии и возраста, что позволит при его реализации успешно сформировать у детей навыки оказания первой помощи пострадавшим и выработать правильные алгоритмы и стереотипы поведения в случае экстренной ситуации».
Наталья Кузнецова, кандидат психологических наук, начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения ФКУ НИЦ БДД МВД России: «Считаем представленную методику подготовленной на высоком методическом уровне, учитывающую возрастные и психологические особенности целевой аудитории, на которую направлено просветительское воздействие».
Владимир Кабанов, кандидат педагогических наук, доцент по специальности гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право: «Методическое обеспечение программы представлено содержательными сценариями занятий,что позволяет реализовать данную образовательную программу на высоком уровне».
Владислав Фролов, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского Финансово-юридического университета: «Методика полностью соответствует российскому законодательству в области безопасности дорожного движения, разработана с учетом специфики детской психологии и восприятия новых знаний, что позволит при реализации указанной программы сформировать у детей юридические знания по Правилам Дорожного Движения и выработать навыки безопасного поведения на дорогах».