• 9 ноября, 2020
  • 134

29 октября 2020 года состоялся Шестой ежегодный Форум лидеров страхового рынка: дистанционные продукты и цифровые вызовы

Модераторами пленарной сессии «Время «онлайн» Удалось ли страховщикам быстро адаптироваться к новым реалиям?» выступили Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра БизнесДром, и Марина Чекурова, первый заместитель генерального директора «Эксперт РА».

В начале сессии с ключевым докладом выступил Владимир Чистюхин, заместитель Председателя Банка России. В своем докладе Владимир Чистюхин отметил, что из-за принятых ограничений резко замедлилась экономическая потребительская активность, в результате, во втором квартале наблюдалось падение сборов на 12% (-44 млрд рублей), но по итогам 9 месяцев сборы оказались практически на уровне аналогичного периода 2019 года. Основной драйвер рынка – сегмент страхования жизни, премии по которому выросли на 16% по сравнению с прошлым годом. Продолжается стагнация страхового рынка и невысокий уровень проникновения страховых услуг.

Прибыль страховщиков по результатам 9 месяцев составила 187 млрд рублей, что на 26% выше, чем в прошлом году. Это произошло в том числе из-за снижения количества страховых случаев, что привело к снижению убыточности по отдельным сегментам. Владимир Чистюхин отметил, что влияние данного явления будет ощущаться как минимум до конца года. Основной источник прибыли – инвестиционная деятельность (+84% к аналогичному периоду, доход – 244 млрд рублей). Результат от страховой деятельности по итогам 9 месяцев сократился на 50% и составил 72 млрд рублей, резко увеличился отрицательный результат по страхованию жизни. В качестве причин Владимир Чистюхин привел рост величины резервов и обязательств в следствии роста премий данного сегмента в третьем квартале 2020 года, а также рост объемов выплат по закончившимся договорам страхования. Все значимые линии бизнеса по страхованию «нежизни» в целом по рынку прибыльные. Страховые компании научились качественно управлять своим портфелем, – заключил заместитель Председателя Банка России.

По итогам 9 месяцев в годовом выражении на 15% повысился капитал, повысилась устойчивость страхового сектора. Текущий финансовый результат и рост капитала – хороший задел для реализации новых требований по финансовой устойчивости и платежеспособности, которые вступают с середины 2021 года (переходный период продлится до 2025 года). В текущей ситуации есть все возможности, чтобы плавно подготовиться и в полной мере соблюдать новые требования. Банк России призывает страховщиков не ожидать ухудшения ситуации с финансовой устойчивостью, а связываться с регулятором для выработки мер, которые приведут к соблюдению требований в дальнейшем.

Также в своем выступлении Владимир Чистюхин привел статистику по жалобам, уделил особое внимание ситуации в сегменте ОСАГО (79% всех жалоб), рассказал про доходность в сегменте ИСЖ (в среднем по рынку за 9 месяцев 2020 года по 3-летним договорам – 4,2%, по 5-летним – 3,1% годовых, и 32% полисов показали нулевую доходность). Банк России продолжает работу по системе гарантирования страхования жизни: разрабатывается аналогичный банковскому сектору механизм – АСВ будет не только осуществлять выплаты, но и собирать взносы. Данный механизм должен привести к повышению уровня доверия на финансовом рынке.

Далее на Форуме состоялась панельная дискуссия, на которой генеральные директора крупнейших страховых компаний подвели предварительные итоги года и обозначили драйверы роста рынка в 2021. Страховой рынок, как и другие сегменты финансового рынка, оказался в непростой ситуации. Страховщики смогли достаточно быстро адаптировать свои бизнес-процессы для обслуживания клиентов онлайн, запускали дополнительные сервисы и новые продукты. В непростой эпидемиологической ситуации компания «Росгосстрах Жизнь» не пошла по пути предложения стандартных продуктов с выплатой при диагностировании коронавируса. «Мы сделали продукт, направленный на реабилитацию после covid-19. Продукт получился уникальным, он действительно улучшает качество жизни клиента и позволяет справиться со сложной ситуаций со здоровьем уже после перенесенной болезни. Продажи были запущены буквально пару недель назад, и уже 10 тысяч полисов продано к настоящему моменту через агентскую сеть», – рассказал в своем выступлении Алексей Руденко, генеральный директор СК «Росгосстрах Жизнь». Реабилитация и комплекс процедур по восстановлению, как сервис, по мнению Алексея Руденко – это направление будущего. Именно здесь у страховщиков жизни, которые ассоциируются в последнее время с инвестициями, есть возможность вернуться к «основам» и дать клиентам востребованный социальный сервис.

Про будущее отдельных видов страхования рассказал Игорь Фатьянов, генеральный директор, ООО «Зетта Страхование». Игорь отметил, что рынок корпоративного ДМС будет расти, но новые формы услуг могут быть и факторами снижения сборов за счет снижения среднего чека. В части ОСАГО сохраняется потенциал роста, проникновение данного вида страхования находится на достаточно невысоком уровне. С другой стороны, ожидается, что инфляционная динамика будет «подталкивать» тарифы вверх. Большая заслуга и Банка России, и страхового сообщества, что конкурентная среда эффективно работает, и это позволяет сохранять тарифы. В качестве одного из наиболее перспективных видов розничного страхования Игорь Фатьянов выделил ипотечное страхование. Эффективная ставка ниже 8% способствует росту сегмента, а сохранение господдержки позволит и дальше развивать этот вид страхования.

Евгений Гуревич, генеральный директор ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни», начал свое выступление с того, что накопительное страхование жизни на сегодняшний день – драйверский продукт, он востребован. При грамотной продаже, при выявлении потребностей клиента не совсем правильно говорить о мисселинге. По мнению Евгения Гуревича, НСЖ растет, поскольку в период турбулентности оно оказывается единственным видом, который покрывает все риски. Продукты НСЖ показали дополнительную ценность для клиентов, интерес к этому виду страхования растет. НСЖ в ближайшее время может стать своеобразным «мостиком», через который мы пойдем к пенсионному страхованию.

Продолжил тему страхования жизни Владимир Черников, генеральный директор ООО СК «Ингосстрах-Жизнь»: «Развитие инновационных продуктов и продуктов с высокой клиентской ценностью на рынке страхования жизни одна из ключевых задач нашей компании и нам приятно, что финансовый и страховой рынок признает наш вклад в данном направлении. При этом, мы хотели бы заручиться поддержкой Регулятора в части введения упрощенной идентификации клиента для повышения доступности и популяризации программ накопительного страхования жизни посредством дистанционных каналов».

Упрощенная идентификация позволит быстро и просто дать доступ к продуктам страхования жизни онлайн, позволит избежать высоких расходов и увеличить ценность для клиентов. Владимир Чистюхин, заместитель Председателя Банка России, поддержал данное предложение и сказал, что Банк России планирует работать в этом направлении.

Вопрос о цифровой доступности страховых услуг, в том числе проведения дистанционного урегулирования, а также взаимодействия с клиентами через дистанционные каналы поддержал Александр Тарновский, генеральный директор, Страхового Дома ВСК. Курс на цифровизацию сервисов и продуктов Страховой Дом ВСК взял еще в 2016 году, поэтому компания была готова к вызовам пандемии и переходу в онлайн. В апреле 2020 года мобильное приложение «ВСК страхование» было дополнено опцией дистанционного заявления о страховом событии. Теперь реализован полный и безразрывный цикл онлайн каско, когда и покупка полиса, и урегулирование совершаются онлайн, без необходимости клиенту приезжать в офис или дожидаться страхового представителя. На сегодняшний день фактически каждое 4-е событие оформляется через мобильное приложение. Кроме того, такой цикл уже реализован по страхованию от несчастного случая, а также страхованию имущества для физических лиц.

Кризис, с которым мы столкнулись лишний раз доказал, что коммуникации решают все, – с такой фразы начала свое выступление Мария Мальковская, генеральный директор ООО СК «УРАЛСИБ Страхование» и АО СК «УРАЛСИБ Жизнь». В этом году как никогда было важно выстроить эффективные системы общения и внутри компании и с клиентами, чтобы, во-первых, держать всех в одном информационном фоне, а во-вторых – чтобы предупреждать разные домыслы и слухи. Оперативные и качественные коммуникации помогают оставаться прозрачными и для клиентов, партнеров, и для сотрудников компании.

После панельной дискуссии с докладами выступили Мухарбий Ульбашев, заместитель председателя комитета совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Иван Чебесков, директор департамента финансовой политики Министерства Финансов РФ, а также Иван Козлов, заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. Алексей Изотов, Член Комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Экспертного совета по законодательству о страховании при Комитете Госдумы по финансовому рынку, рассказал про изменения в законодательстве, как необходимую меру для успешного оказания страховых услуг полностью в электронной форме.

Ключевой темой второй сессии «Будущее «цифрового» страхования: барьеры, мешающие «оцифроваться» стали сервисные решения, которые упрощают процессы страховщиков, модератором выступил Арсений Поярков, президент аналитического центра БизнесДром. Валерий Шинкарюк, заместитель генерального директора АО "ГЛОНАСС" по коммерческой деятельности, рассказал про сервисы ГЛОНАСС для участников страхования. Елена Чайковская, Советник первого заместителя Председателя, Банк России, рассказала про первый запущенный маркетплейс, а также про барьеры, которые мешают страховым продуктам реализовываться полностью онлайн от покупки до урегулирования. Евгений Борткевич, заместитель генерального директора "ОРТИКОН Групп" поделился программным продуктом для реализации требований Банка России. Начальник отдела пилотирования инновационных финансовых сервисов и технологий Департамента финансовых технологий Банка России Роман Минченко рассказал про регулятивную песочницу как механизм внедрения цифровых инноваций. Юрий Туровский, генеральный директор "Настоящий электронный полис" выступил с докладом на тему «Страховые агрегаты как простой и быстрый путь к "цифровому" страхованию». О комплексном подходе к автоматизации новых требований Банка России для страховых компаний рассказал Сергей Козий, генеральный директор «Аксиома-Софт». Александр Колупаев, руководитель отдела продаж ключевым клиентам Spectrum Data поделился докладом про цифровизацию автострахования: «как исключить убыточность портфеля и продавать больше». Продолжит тему цифровой трансформации в страховании Антон Комраков, Руководитель управления по работе с корпоративными клиентами «АДС-Софт». В завершении сессии про онлайн-урегулирование ОСАГО выступил Евгений Уфимцев, вице-президент ВСС, исполнительный директор РСА. О работе ФАС в части страхования поделилась Ольга Сергеева, начальник управления контроля финансовых рынков, ФАС России.

В завершение форума прошла сессия «Два взгляда на сервисы и экосистемы», она состоялась в смешанном формате: доклады и дискуссия «Уроки пандемии и перспективные направления развития рынка». Участниками сессии стали: Виктор Дубровин, вице-президент ВСС, Татьяна Никитина, директор страховых рейтингов, Национальное Рейтинговое Агентство (тема: Нестандартный 2020: профиль рисков рынка), Антон Арнаутов, генеральный директор АНО "Центр финансово-технологических инноваций «Финтехлаб», Андрей Зайцев, исполнительный директор «ЕВРОИНС», Николай Тюрников, основатель «Правокард», Денис Швецов, генеральный директор МК Доктор рядом, Пётр Шкуматов, координатор общества «Синие Ведерки».

Похожие статьи

Президент НСА Корней Биждов принял участие в заседании Общественного…

Президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов принял участие в заседании Общественного совета при Минсельхозе России, которое состоялось 29 октября.

Кот в кошельке: дешевле всего для релокантов содержание питомцев…

По мнению 44% россиян, уход за животными требует значительных затрат. При этом 40% считают такие расходы для себя вполне подъемными, а…

Пользоваться веб-версией СберБанк Онлайн стало ещё удобнее

Для удобства более 6 млн пользователей веб-версии СберБанк Онлайн в Сбере обновили дизайн и навигацию по разделам приложения — теперь они…