• 4 февраля, 2019
  • 139

С 31 января 2019 года граждане приступили к получению кредитных отчетов на сайте НБКИ

В соответствии с вступившими в силу поправками в закон «О кредитных историях», у граждан появилось право на бесплатное получение своих кредитных отчетов дважды в год в электронном виде. В этой связи НБКИ подготовило и внедрило сервис получения кредитных отчетов граждан, который заработал 31 января 2019 года. Теперь заемщики могут получить свой кредитный отчет в режиме онлайн на сайте НБКИ абсолютно бесплатно не один (как это было ранее), а два раза в год.

Важно отметить, что по состоянию на 1 января 2019 года в базе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) собраны кредитные истории 96 миллионов россиян. Кредитные истории сформированы более чем 4200 кредиторами – банками, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами и другими типами организаций, и содержат информацию о кредитных заявках, выданных и погашенных кредитах, а также о том, как кредиты обслуживались в течение действия договора кредита (займа).

При этом на начало 2019 года около 16% заемщиков испытывали сложности с исполнением обязательств по договорам кредита (займа). Остальные вносили платежи вовремя и в полном объеме. Это означает, что 84% российских заемщиков могут рассчитывать на хороший или отличный рейтинг. В абсолютных значениях к базе кредитных историй НБКИ такая доля соответствует 81 миллиону россиян.

По сравнению с декабрем 2017 года, доля заемщиков хорошего кредитного качества увеличилась – на 7,5 миллионов человек (в конце 2017 года – 73,5 млн. чел.) (Таблица 1).

Таблица 1. Количество заемщиков по уровню кредитного качества*, в млн. чел.

Кредитное качество

Декабрь 2017 года

Декабрь 2018 года

Изменение

Отличное

11,2

14,1

2,9

Хорошее

62,3

66,9

4,6

Негативное

16,5

15,0

-1,5

Итого

90,0

96,0

6,0

*К заемщикам с негативным кредитным качеством относятся заемщики, имеющие существенные сложности в обслуживании кредитных обязательств; к заемщикам хорошего кредитного качества относятся заемщики с краткосрочными и незначительными сложностями в обслуживании кредитных обязательств и/или имеющие небольшой опыт в обслуживании кредитных обязательств различных типов; к заемщикам отличного кредитного качества относятся заемщики не испытывающие сложности в обслуживании кредитных обязательств и имеющие большой опыт в обслуживании кредитных обязательств различных типов. Представленная в таблице и в данном материале в целом методика разделения заемщиков носит демонстрационный характер и не предназначена для коммерческого использования.

Следует отметить, что кредитное качество, определенное по данной методике, не является обязательным и 100% индикатором, определяющим доступ к тем или иным кредитным продуктам. Однако, как следует из распределения заемщиков по типам действующих обязательств на начало 2019 года, чем больше кредит по сумме и длительнее по срокам, тем кредитное качество заемщиков должно быть лучше. Например, среди заемщиков, имеющих действующие микрозаймы, 0,8% имеют кредитную историю отличного кредитного качества, а среди ипотечных заемщиков – 29,7%.

Таблица 2. Распределение заемщиков, имеющих действующие кредитные обязательства разного типа по уровню кредитного качества

 Кредитное качество

Микрозаймы

Потребительские кредиты

Кредитные карты

Автокредиты

Ипотека

Отличное

0,8%

13,8%

18,2%

22,6%

29,7%

Хорошее

40,8%

67,3%

65,7%

68,2%

67,1%

Негативное

58,3%

18,9%

16,1%

9,2%

3,2%

 

«Все больше российских заемщиков ответственно подходит к обслуживанию кредитных обязательств, – считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Развитие розничного кредитования сопровождается ростом востребованности кредитной информации и различных прогнозных инструментов из НБКИ. Наша аналитика становится все точнее и расширяется ее спектр. Информация используется не только в кредитовании, но и в других отраслях. Но, самое главное, институт бюро кредитных историй в очередной раз доказывает свою эффективность и необходимость для повышения финансовой дисциплины, ответственности и осознанности в использовании  финансовыми инструментами всеми гражданами страны».

Таблица 3. Топ-30 регионов по доле заемщиков отличного качества по состоянию на 01.01.2019 года, в %

 

По регионам

Негативное качество

Хорошее качество

Отличное качество

1

г. Москва

14,6%

38,6%

46,9%

2

г. Санкт-Петербург

15,2%

39,3%

45,5%

3

Ханты-Мансийский АО – Югра

16,2%

43,6%

40,2%

4

Республика Татарстан

16,6%

47,0%

36,4%

5

Московская область

16,7%

43,0%

40,2%

6

Республика Башкортостан

17,3%

46,0%

36,7%

7

Удмуртская Республика

17,6%

45,7%

36,7%

8

Самарская область

18,3%

45,6%

36,1%

9

Челябинская область

18,8%

44,4%

36,8%

10

Тульская область

18,8%

45,8%

35,4%

11

Нижегородская область

18,9%

45,8%

35,3%

12

Волгоградская область

19,1%

45,0%

35,9%

13

Воронежская область

19,5%

46,5%

34,1%

14

Ленинградская область

19,5%

44,5%

36,0%

15

Новосибирская область

19,6%

44,1%

36,3%

16

Свердловская область

19,6%

43,2%

37,1%

17

Оренбургская область

19,7%

46,1%

34,2%

18

Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО)

20,2%

44,0%

35,8%

19

Краснодарский край

20,3%

47,6%

32,2%

20

Омская область

20,4%

45,2%

34,5%

21

Саратовская область

20,4%

45,6%

34,0%

22

Приморский край

20,6%

46,2%

33,2%

23

Ростовская область

20,9%

45,9%

33,2%

24

Алтайский край

21,2%

46,7%

32,0%

25

Пермский край

21,5%

46,4%

32,1%

26

Кемеровская область

21,6%

45,8%

32,6%

27

Красноярский край

22,1%

45,7%

32,1%

28

Хабаровский край

22,2%

45,8%

32,0%

29

Ставропольский край

22,4%

47,3%

30,4%

30

Иркутская область

23,9%

46,8%

29,3%

 

Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки кредитных рисков, прогнозной аналитики. По состоянию на 1 января  2019 года Бюро консолидирует информацию о кредитах более 96 млн заемщиков, предоставляемую свыше 4 200 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ.

Похожие статьи

«Росгосстрах» и «Автокод» выяснили, сколько россияне тратят на такси

Такси остается одним из самых популярных способов передвижения у россиян, занимая третье место после личных автомобилей и метро, выяснили страховая компания…

Семейные программы «Росгосстрах Жизнь» стали лучшими по версии экспертов…

По мнению экспертного совета XV юбилейной премии «Выбор потребителей», программы «Забота о семье» и «Забота о будущем» от СК «Росгосстрах Жизнь»…

Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные…

Россияне назвали домашний уют, котов и ароматные напитки главными лекарствами от осенней хандры, показал опрос, проведенный Аналитическим центром «АльфаСтрахование».