• 4 февраля, 2019

Эксперты: либерализация ОСАГО в большинстве зарубежных стран оказалась выгодна клиентам

 

 

Страна

 

Цена ОСАГО и его аналогов после либерализации

Великобритания

В течение большей части последних 150 лет Великобритания сознательно избегала прямого регулирования страхового сектора, предпочитая оставлять надзор за акционерами и страхователями. Таким образом, сегодня каждая компания решает самостоятельно, какой тариф выставить конкретному водителю. Цена зависит от множества факторов, среди которых можно отметить следующие: опыт вождения, возраст водителя, марка автомобиля, опыт попадания в ДТП, регион проживания.

При этом средняя стоимость страховых премий в Великобритании является одной из самых высоких.

Германия

Тарифы снизились на 15%

Швейцария

Тарифы снизились на 10%

Франция

Тарифы снизились на 5-10%

Хорватия

Тарифы снизились на 40%

Польша

Тарифы снизились на 15%

Китай

Тарифы снизились на 17%

 

 

Позитивный опыт либерализации тарифов ОСАГО демонстрируют Великобритания, Германия, Хорватия, Польша, Франция и Китай. Несмотря на то, что формирование свободного тарифа на рынке автострахования в этих странах было запущено в разное время, они демонстрируют положительную динамику в ценообразовании. Дерегулирование тарифов ОСАГО привело к тому, что страховщики начали конкурировать друг с другом по цене, в результате чего средняя стоимость полиса начала снижаться. В Хорватии зафиксировано самое значительное падение в цене – на 40%. Для достижения таких же результатов в России, хорватские эксперты считают, что в РФ необходима либо полная либерализация, либо частичная, когда правительство или надзорные органы все же устанавливают нижнюю границу тарифа, в остальном давая страховым компаниям свободу. Контроль над тарифами нужен, чтобы мелкие страховщики не демпинговали, а набор услуг страховщиков должен быть одинаковым, советуют хорватские эксперты.

Также эксперты из Великобритании, Германии и Франции подчеркивают необходимость более дифференцированного подхода к расчету индивидуального тарифа для каждого водителя. В Германии, например, список коэффициентов был расширен до 30: регион проживания водителя, класс автомобиля, возраст водителя, его профессиональная занятость, число людей, использующих автомобиль и т.д. Для сравнения, в России пока для расчета стоимости ОСАГО применяется всего восемь коэффициентов.

Наиболее успешный кейс либерализации тарифов принадлежит Швейцарии: цены для клиентов в результате освобождения тарифов снизились на 10%, а страховые выплаты выросли. Тарифы формируют страховщики, но по правилам, установленными ASA (Швейцарская страховая ассоциация), есть и свобода ценообразования с возможностью предоставления скидок до определенного уровня.

Что касается ценовой политики в Швейцарии, то она может меняться в течение года в зависимости от дохода компании, доступной статистики, рынка. Компании, как правило, снижают цены, когда им нужно увеличить объемы своих портфелей. Как объем увеличивается, компании пересматривают цены, что происходит 3 или 4 раза в год. При этом необходимо отметить, что изменение тарифов несущественно для существующих клиентов. По данным экспертов Швейцарии, залогом успеха реформы стала масштабная информационно-разъяснительная кампания среди населения. Общество демонстрировало положительное отношение к реформе, а кроме того, этот процесс показал пример успешного сотрудничества бизнеса и правительства.

Исключением является опыт Италии. Ввиду высокого уровня мошенничества со страховкой (он растет ежегодно), цены на автострахование в ней держаться на стабильно высоком уровне. Эксперты отмечается, что либерализацию в Италии нельзя назвать полной: компании могут устанавливать собственные тарифы, но должны представлять их регулирующим органам на утверждение. При этом параметры тарифных факторов чрезвычайно многообразны. "Сегодня параметры настолько различаются в разных страховых компаниях, что они позволяют компании страховать только голубоглазых людей, потому что согласно их статистике, голубоглазые люди менее подвержены несчастным случаям, чем люди с зелеными глазами", — поясняет эксперт из Италии.

Напомним, что первый этап либерализации тарифа в России предполагает расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз. Второй этап — законодательные изменения: планируется отказаться от учета в расчете цены ОСАГО мощности машины и территории ее использования и расширить коридор еще на 40% в обе стороны для установления более справедливого и индивидуального тарифа.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…