• 8 сентября, 2022
  • 163

ФИНОМБУДСМЕН – БАРЬЕР ДЛЯ МОШЕННИКОВ

Алексеев Виктор

заместитель генерального директора СК «МАКС»

Федеральный закон № 123-ФЗ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вышел в условиях резкого роста мошенничества в автостраховании, отказа страховщиков от приема на страхование сомнительного с точки зрения убыточности клиентского сегмента.

Виктор Алексеев
Заместитель Генерального директора СК «МАКС»

Поэтому у пред­ставителей служб безопас­ности страховых компаний были серьезные опасения, что мошенники воспользу­ются новой структурой для получения дополнительных доходов, но они не оправ­дались.

Эта тема даже была выне­сена на одну из профильных конференций, ежегодно проводимых по инициативе ВСС и РСА. Но мошенники не смогли втянуть СОДФУ в свои схемы, не смогли за все это время приду­мать, как обойти механизм объективного рассмотре­ния жалоб. Поэтому они вынуждены, после выне­сенных решений в пользу страховой компании, идти в суды, где существует уже давно налаженная техноло­гия привлечения «своих» судебных экспертов, подачи исковых заявлений в «свои» районные суды. Почему так произошло? Думаю, ответ простой — процедура рас­смотрения жалоб СОДФУ исключает прямой контакт потерпевшего и с предста­вителями данной структу­ры, и с представителями привлекаемых финансовым уполномоченным незави­симых экспертиз. При этом оплата услуг независимой экспертизы гарантированно производится и не зависит от результатов подготов­ленного заключения в части размера стоимости вос­становительного ремонта и в части трасологических исследований. Я неодно­кратно общался с руко­водителями экспертных организаций, привлекаемых судами для проведения экс­пертиз, которые отмечают, что в пограничных ситуаци­ях они выносят заключения в пользу физического лица, иначе рискуют никогда не взыскать деньги за свою работу.

Причина в том, что, вынося решение в пользу страхо­вой компании, стоимость работы судебного эксперта должен оплатить истец, т. е. потерпевший, который всегда уклоняется от оплаты. Еще раз подчеркиваю, что в технологии работы финансо­вого уполномоченного этот нюанс отсутствует. Поэтому и статистика вынесенных решений финуполномочен­ными за прошедшие пять лет по АО «МАКС» исклю­чительно положительная — до 80 % случаев решение в нашу пользу.

Не сработало и другое ожидание страхового сообщества от внедрения института финансового уполномоченного. Мы пред­полагали, что при последу­ющем обращении мошенни­ков с судебным иском, суды будут ориентироваться на ранее вынесенное реше­ние финуполномоченного. Реальная практика всех нас разочаровала. При рассмо­трении дела финансовым уполномоченным привле­кался независимый эксперт, и решение принималось на основе его заключения, однако суды назначают судебную экспертизу. Ос­нование — независимый эксперт, привлекаемый финуполномоченным, не дает подписку об уголовной ответственности, а значит, объективность его заключе­ния сомнительна.

Промежуточный этап в виде финансового уполномоченного создал дополнительные сложности для мошенников.

Наивно думать, что судеб­ный эксперт боится уголов­ной ответственности. Могу с уверенностью сказать, что за всю новейшую историю России возбужденные уго­ловные дела по признакам ст. 307 УК РФ (подготовка заведомо ложных заключе­ний независимого эксперта) напрочь отсутствуют. Я сам участвовал в судебных засе­даниях по крупным искам, где суду предоставлялись доказательства подлож­ности подписи эксперта. Судья же при этом, фор­мально указывая на подпи­ску эксперта, принимал к рассмотрению явно «ле­вое» заключение. Поэтому мошенники идут давно протоптанной дорожкой через обращения в суды, умышленно затягивая такие обращения, чтобы полу­чить максимально возмож­ные неустойки. Напомню, что по ОСАГО неустойка составляет сумму, рассчи­танную исходя из 1 % от суммы неуплаты в день. Та­кое затягивание приводит как минимум к удвоению расходов страховщика.

Тем не менее, промежу­точный этап в виде финан­сового уполномоченного создал дополнительные сложности для мошенни­ков. В ряде регионов суды весьма внимательно подхо­дят к рассмотрению исков, по которым ранее было вынесено решение в пользу страховщика. Более того, идут навстречу ходатай­ствам представителя стра­ховой компании о вызове в суд эксперта независимой экспертизы, привлекаемой финансовым уполномочен­ным, и на основе его показа­ний принимают решение без назначения судебной экспертизы. Основным спо­собом снижения количества обращений мошенников с жалобами в СОДФУ явля­ется качественная работа подразделений урегулиро­вания и служб страховых расследований по докумен­тированию факта отсут­ствия либо фальсификации события, или обстоятельств его наступления. Надо не ограничиваться проведение только трасологического исследования, необходимо поднимать историю транс­портного средства, страхо­вую историю заявителя по всем доступным каналам (Аудатэкс, ГИБДД, соцсети, общение с предыдущими собственниками), и подкре­плять экспертизу другими доказательствами.

Именно в этих случаях пригодилась бы полно­ценная база БСИ, которая в части ОСАГО так и не реализована.

Необходимо строго сле­дить за отсутствием оши­бок при урегулировании заявленного события, т. е своевременный вызов на осмотр, актирование с при­влечением свидетелей факта отсутствия ТС на осмотре, обязательный повторный вызов на осмотр, провер­ка темы не превышения 50 км нахождения СТОА от места ДТП, или места проживания потерпевшего при выдаче направления на ремонт, обязательное отсле­живание факта постановки ТС в ремонт и быстрое реагирование на факт невыполнения ремонта, весьма предметно рассма­тривать тему так называе­мых скрытых повреждений с обязательным участием на дополнительных осмотрах, и организовывать дефек­товку в условиях станции. Именно эти факторы используют мошенники для последующего макси­мального взыскания денег со страховой компании при обращении к финуполномо­ченному и с исками в суд.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Страховая защита строится на доверии: у страхователя — к страховщику, его возможности выплатить страховое возмещение в случае страхового события, а у…