• 16 марта, 2023
  • 150

У нас и у них: как считают стоимость ОСАГО в разных странах?

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Российские страховые эксперты систематически заявляют о выгодах аккуратного вождения для отечественных автомобилистов, и эти заявления подтверждает официальная статистика. По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА) только в 2022 году максимальную скидку в 54% за безаварийную езду по коэффициенту «бонус-малус» (КБМ) при оформлении полиса ОСАГО получил 31% от всех автовладельцев или 15,4 млн человек. Рассказываем, получают ли скидки на полисы водители из других стран, как выросла доля безаварийных водителей в России за последние годы и почему аккуратно водить нужно не только ради скидок.

В соседней Эстонии на размер премии влияет марка, модель, мощность двигателя, вес и количество мест в автомобиле.

Страховая история имеет значение, однако нет единого правила как её оценивать и в какой степени учитывать – это остается на усмотрение компании. Норвежским автовладельцам полагаются скидки на страховку за безаварийное вождение, а виновники ДТП ради экономии на следующем полисе платят большую часть ущерба пострадавшей стороне вместо страховщика. Финские водители со скидками за безаварийность по ОСАГО знакомы, а ещё на стоимость полиса влияет наличие или отсутствие дополнительных средств безопасности, например, антиблокировочных тормозов. Кстати, в Италии обязательно страхуют даже годами стоящие в гаражах и старые машины, ведь они состоят на учете. Средняя стоимость полиса здесь около 26 тыс. рублей.

В США при определении стоимости договора обязательного автострахования учитывается не только возраст, пробег и марка автомобиля, но и степень благополучия района города, где машина содержится ночью. Количество и степень серьезности ДТП может увеличить размер страхового взноса в несколько раз, а крупные страховые компании и вовсе имеют законное право отказать представителю «группы высокого риска». На стоимость китайской автогражданки также влияет история вождения: каждый год без ДТП снижает цену полиса на 10%, но максимальная скидка лишь 30% (напомним, что в России максимальная скидка может достигать 54%). И, наконец, в Японии аналога российского КБМ нет: стоимость ОСАГО больше полувека устанавливается под контролем государства. Возмещение ущерба распространяется только на случаи причинения вреда жизни и здоровью.

Но, вернемся к российским потребителям ОСАГО: из года в год количество водителей, которые осознают преимущества безаварийного вождения и получают заслуженные скидки при оформлении страховки, действительно растет.

Если скидку по КБМ в размере 5% и более за 2022 год получило 92,5% или 45,8 млн автовладельцев, то в 2021 году её получили 35,9 млн купивших ОСАГО водителей, а в 2020 году чуть меньше – 35 млн застраховавших свою автогражданскую ответственность человек. В 2021 году доля автовладельцев с максимальной на тот момент скидкой по КБМ (50%) составила 14,7 млн человек, а ещё годом ранее её обладателями были 9,6 млн автовладельцев.

«Благодаря системе «бонус-малус» страховщики более точно определяют индивидуальную стоимость ОСАГО для аварийных и безаварийных автовладельцев. Статистика показывает, что аккуратных водителей на дорогах подавляющее большинство и доля их растет, поскольку люди осознают, насколько выгодно аккуратное вождение. Скидки для них увеличиваются, а значит цена страховки выглядит привлекательнее, чем у высокоавариных лихачей. Для каждого разумного автолюбителя скидка на страховку является дополнительным экономическим стимулом ездить аккуратно и не создавать аварийных ситуаций», – уверен президент РСА Евгений Уфимцев.

Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что пересмотр коэффициента «бонус-малус» происходит ежегодно, что позволяет страховым компаниям формировать индивидуальную для каждого автовладельца стоимость полиса ОСАГО ещё более справедливо. Последнее обновление КБМ произошло 1 апреля 2022 года. Максимальная скидка за безаварийное вождение впервые увеличилась на 4 процентных пункта (с 50% до 54%). Минимальный КБМ уменьшился с 0,5 до 0,46, а максимальный увеличился с 2,45 до 3,92. Следующий автоматический пересчет коэффициента «бонус-малус» произойдет 1 апреля 2023 года и будет действителен до 31 марта 2024 года.

Похожие статьи

ГК АвтоСпецЦентр: Как оформить ОСАГО без номера автомобиля

Полис ОСАГО можно оформить даже на новый автомобиль, который еще не зарегистрирован и не имеет государственных номеров.

Мужчина среднего возраста с 10-летним стажем — кто из…

«Росгосстрах» назвал топ-10 регионов, в которых автомобилисты в этом году при наступлении страхового случая чаще всего используют цифровое урегулирование убытка —…

Электронное урегулирование убытков по ОСАГО наиболее востребовано среди жителей…

По оценкам страховых компаний, чаще всего электронное заявление подают после ДТП в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.