Диалог между врачом и пациентом: основа лечебного процесса

Диалог между врачом и пациентом: основа лечебного процесса

14-16 мая 2023 в ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России состоялась XXVI ежегодная Сессия НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева и Всероссийская конференция молодых ученых.

В рамках конференции член правления Всероссийского союза пациентов (ВСП) Полина Пчельникова выступила с докладом о проблемах в коммуникациях между пациентом и врачом. Данные проблемы были выявлены в ходе исследования, проведенного Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» по заказу Всероссийского союза пациентов и при поддержке Фонда президентских грантов.

«В последние годы очень много говорится о современных технологиях и цифровизации здравоохранения. Однако при любых обсуждениях вопросов оказания медицинской помощи не стоит забывать, что личные взаимоотношения между врачом и пациентом всегда являются основой лечебного процесса. Наличие доверия между пациентом и врачом, пациент-ориентированность, приверженность лечению, и как следствие положительные исходы лечения напрямую зависят от эффективного коммуникационного процесса при общении пациента и врача. В рамках исследования ВСП были выявлены ключевые проблемы в общении пациента и врача и предложено ряд системных решений данных проблем. Надеемся, что со временем вопросам коммуникации между врачом и пациентом будет уделяться больше внимания и общение пациента и врача будет становиться более эффективным, позволяя предупреждать ряд типичных конфликтных ситуаций и позволяя добиваться лучших результатов лечения для людей со всеми заболеваниями», – отметила Полина Пчельникова.

Среди ключевых выводов исследования:

Довольно низкая информированность пациентов о действиях при урегулировании сложных ситуаций и конфликтов с разными институтами на почве решения вопросов, связанных со здоровьем. Именно низкая информированность – ключевой фактор низкой активности пациентов в отстаивании своих интересов.

Личная позиция, во многом основанная на мифах и предубеждениях, – другой значимый фактор, тормозящий активность пациентов в урегулировании сложных ситуаций.

В настоящее время основные пути, используемые наиболее активными пациентами для урегулирования конфликтов с разными институтами – это обращение к главврачу, инициирование врачебной комиссии и обращение в региональные органы власти. Обращение в местные пациентские НКО имеет место в тех регионах, где эти организации наиболее активны.

Похожие статьи

Стартовал приём заявок на Научную премию Сбера 2024

Стартовал приём заявок на Научную премию Сбера 2024

Сбер объявил о старте третьего сезона ежегодной Научной премии. Она поддерживает учёных, работающих в России, которые ведут активную исследовательскую деятельность и…
Компания «СОГАЗ-Мед» приняла участие в онлайн-тренинге «Ответственный пациент»

Компания «СОГАЗ-Мед» приняла участие в онлайн-тренинге «Ответственный пациент»

20 апреля состоялся первый полугодовой онлайн-тренинг Всероссийского союза пациентов (ВСП).
Эксперты ВСП: календарь профилактических прививок нужно расширять за счет новых вакцин и предусмотреть иммунизацию беременных и пожилых

Эксперты ВСП: календарь профилактических прививок нужно расширять за счет…

Вопрос о расширении охвата вакцинацией как можно большего числа людей стоит достаточно остро в последние годы.