Как цифровизация изменит взаимодействие пациента и клиник

Кривошеин Антон

Руководитель направления по работе с госсектором медтехкомпании "Доктор Рядом"

В июле 2023 года третий раз подряд состоялась конференция «Вызовы 2030. Устойчивое развитие регионов». В рамках мероприятия крупнейшие компании обсудили новые вызовы, перспективы взаимодействия бизнеса и власти, лучшие практики российского бизнеса с целью сохранения устойчивого развития страны.

Вопросам управления качеством и безопасности в здравоохранения была посвящена отдельная сессия. Среди ключевых вопросов, которые обсуждали на этой сессии – роль стандартов и сертификации при внедрении системы управления качеством в здравоохранении, применение технологий и инноваций для повышения безопасности пациентов в медицинских учреждениях, роль электронных медицинских записей в обеспечении точности и своевременности диагностики и лечения, развитие культуры безопасности в медицинской сфере.

По итогам прошедшей дискуссии на сессии по управлению качеством и безопасности в здравоохранении можно выделить несколько трендов, которые уже сейчас определяют будущее цифровой медицины:

ИИ становится доступной технологией, которая практически одинаково эффективно применяется во многих частных и государственных медицинских организациях. За последние 1-2 года сделан серьезный шаг вперед в этом направлении как на уровне частного бизнеса, так и государственных проектов.

Функциональные возможности сервисов на основе ИИ заметно расширяются: они помогают собрать больше сведений о симптомах заболевания до приема у врача (и заметно снимают нагрузку со специалистов), заполнять медицинские карты и обмениваться информацией.

Дальнейшее развитие медицины, страхования и информационных технологий большинство специалистов готовы рассматривать в комплексе. «Доктор Рядом» на конференции представил свои цифровые решения, которые позволяют клиникам эффективно реализовать комплексный подход во взаимодействии с пациентом, обеспечить преемственность данных, использовать ИИ как помощника в работе врача. Мы увидели заинтересованность врачей, руководителей клиник, медицинских страховых организаций в росте уровня цифровизации, многие готовы использовать ИИ для сокращения издержек и расширения сервиса для пациентов.

Много говорилось о необходимости реформы ОМС. Какой она будет – это предмет отдельной дискуссии. Сейчас специалисты сходятся в том, что произошел разрыв в оценке ожиданий от текущего способа оплаты медицинских услуг. В частности, для врачей и страховых компаний необходимость реформы ОМС связана с повышением приверженности лечению. Многие люди не готовы соблюдать рекомендации врачей и в целом превентивно заниматься своим здоровьем.

Новый вектор в здравоохранении – на профилактику и поддержание здоровья подразумевает рост числа контактов пациента и врача. Однако врачей больше не стало, поэтому требуется увеличение сферы применения технологий в процессы информирования пациентов, маршрутизации, заполнения электронных карт. С этими задачами уже сейчас успешно справляются телемедицинские и цифровые технологии, которые связывают врача и пациента, а также врачей для обсуждения диагноза.

Относительно новое направление – «Цифровая клиника», сервис, который объединяет онлайн и офлайн-форматы взаимодействия пациента с врачом, участники дискуссии назвали очень перспективным. «Доктор Рядом» имеет уникальный опыт построения гибридного процесса оказания медицинской помощи, в его основе находятся наши разработки – медицинский цифровой помощник, сервис анализа данных, телемедицинский сервис, а также сервис управления путем пациента. Мы видим, что наши клиенты – медицинские организации благодаря этому решению повысили удобство взаимодействия пациента и врача, а также эффективность управления расходами клиник.

Уже сейчас технологии на основе ИИ позволяют пациентам удаленно консультироваться с врачами, получать нужные лекарства в любой точке страны, экономят время врачей и помогают поставить диагноз на ранних стадиях. Уверен, что сфера применения ИИ в здравоохранении будет расширяться и технология очень скоро станет незаменимым помощником для врачей.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…