• 31 октября, 2023
  • 121

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ

Тамгина Татьяна

Заместитель председателя правления АО «СОГАЗ»

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ

Телемедицина сегодня становится ключевым элементом цифровой трансформации страховой медицины. Заместитель председателя правления АО «СОГАЗ» Татьяна Тамгина поделилась опытом крупнейшей страховой компании по внедрению современных технологий в процессы оказания медицинских услуг.

ССТ: Что можно оцифровать в меди­цинском страховании?

Татьяна Тамгина: На самом деле, если не все, то очень многое. Как известно, медицина — одна из наиболее консерва­тивных сфер человеческой деятельности, и во многом это понятно и обосновано. Однако наш опыт показывает, что внедрение техноло­гий на различных этапах клиентского пути по­зволяет не только существенно сократить нагрузку на клиники и врачей, но и упро­стить доступ пациентов к нужным им услугам, сэкономить их время.

Мы предлагаем клиенту технологичные решения на всех этапах — от первых симптомов до выздоровления.

Уже пять лет мы эволюционно развиваем экосистему вокруг здоровья и видим, что внедрение инноваций помогает качествен­но преобразовать медицинскую отрасль.

СОГАЗ — КРУПНЕЙШАЯ В РОССИИ СТРАХОВАЯ ГРУППА ПО ПОРТФЕЛЮ ДМС И ОМС

ССТ: Что за это время удалось реализо­вать?

Т. Т.: Мы предлагаем клиенту техноло­гичные решения на всех этапах — от пер­вых симптомов до выздоровления.

В СОГАЗ по ДМС застрахованы более 5 млн человек. Каждый день наш медицин­ский контакт-центр обрабатывает около 10 тыс. обращений за медицинской по­мощью, а в осенне-зимний сезон — более 20 тыс. Ежедневно мы оплачиваем приемы врачей, медицинские обследования и ана­лизы на сумму 249 млн руб. Для нас это не просто цифры. Мы как никто понима­ем, с какими трудностями сталкиваются клиенты при получении медицинской помощи, и действительно заинтересованы в том, чтобы они получали быстрое и каче­ственное лечение.

в среднем клиент СОГАЗ обращается к врачам дистанционно

Без использования технологий эффек­тивно справляться с таким объемом было бы просто невозможно. В центре нашей цифровой инфраструктуры — мобильное приложение, которое сегодня является полноценным инструментом для управ­ления здоровьем. С помощью приложе­ния клиенты СОГАЗ уже сейчас могут записаться к врачу онлайн, в пару кликов добавить нужную им клинику в страховую программу, пользоваться онлайн-консуль­тациями с врачами различных специаль­ностей, получать медицинские документы и видеть свою электронную медкарту с данными из клиник и лабораторий. При­ложение также позволяет передавать врачу онлайн-медицины данные с совместимых носимых устройств.

В этом году мы запустили в приложении умный симптом-чекер, который создан на базе ИИ и умеет анализировать симпто­мы, чтобы направить клиента к профиль­ному специалисту онлайн-медицины.

По сути приложение сегодня выполняет функцию виртуального помощника, кото­рый следит за выполнением плана лечения, напоминает о будущих визитах и про­активно предлагает подходящие чекапы здоровья.

Такой подход помогает сокращать рутинные медицинские ритуалы, эконо­мить время клиента и более эффективно использовать время врача.

ССТ: Пользуется ли мобильное прило­жение и онлайн-медицина популярно­стью у клиентов?

Т. Т.: Сегодня в приложении зарегистри­ровано более 1,5 млн пользователей. Кли­ент СОГАЗ в среднем обращается к врачам дистанционно три раза в год. Чаще всего онлайн-медициной пользуются жители Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Нижегородской, Новоси­бирской и Сахалинской областей. Часть обращений поступает от застрахованных из-за границы.

До 15 % клиентов уже сегодня отказыва­ются от очного приема в пользу телемеди­цины.

Интересно, что после первой консульта­ции 80 % пациентов записывается на он­лайн-прием повторно. У нас есть клиент, который записывался на онлайн-прие­мы 60 раз за последние три года.

ССТ: С какими заболеваниями могут помочь врачи онлайн-медицины?

Т. Т.: Есть ошибочное представление, что в телемедицину приходят за просты­ми консультациями — насморк, кашель, простуда. Однако на практике это совсем не так.

В работе телемедицинского сервиса СОГАЗ задействовано более 200 врачей очень высокой квалификации. У на­ших клиентов есть возможность задать вопросы онлайн о здоровье врачам бо­лее 20 специальностей. Наибольшее количество запросов приходится, конечно, на терапевтов. Их загрузка приближается к 100 %. За ними следуют педиатр, психо­лог, акушер-гинеколог, гастроэнтеролог, невролог, эндокринолог, уролог, дерма­товенеролог и аллерголог-иммунолог. У узкопрофильных специалистов обычно расписаны практически все доступные временные слоты.

В нашей практике бывают случаи, когда врачи онлайн-медицины в буквальном смысле спасают жизни: своевременно обнаруживают признаки серьезных забо­леваний, организовывают срочную го­спитализацию, работают с возражениями пациентов, которые от нее отказываются.

ССТ: Как в компании защищены лич­ные данные?

Т. Т.: Защита и сохранность медицинских и персональных данных — приоритет для нас. Мы пользуемся на 100 % собствен­ной разработкой, не используем облач­ные и сторонние решения, обеспечиваем криптографическую защиту передаваемой информации.

Серверы, взаимодействующие с внешни­ми ресурсами, полностью изолированы от серверов, выполняющих внутренние операции (хранение пользовательских данных, исполняемый код, метрики прило­жений). В самом приложении реализована двухфакторная аутентификация.

Используемый комплекс мер позволяет в полной мере обеспечить защиту и со­хранность данных.

ССТ: Корпоративным клиентам уход в цифру тоже выгоден?

Т.Т.: Мы видим активный рост запросов на включение услуги онлайн-медицины в программу ДМС. Все больше работо­дателей воспринимают дистанционные консультации как важную часть процесса оказания медицинской помощи. Свыше 2/3 договоров корпоративного ДМС от СОГАЗ сегодня заключаются с опцией телемеда.

Большое влияние здесь оказала пан­демия, когда люди поняли, что многие вопросы со здоровьем можно эффективно решить дистанционно. При этом исполь­зование цифровых технологий оказывает значительное влияние на снижение сто­имости оказываемых услуг — использо­вание сервисов телемеда позволят корпо­ративным клиентам снижать стоимость страхования на сумму до 10 %.

Телемедицина выгодна работодателям и с той точки зрения, что работники могут задать вопросы врачу о своем здоровье в удобное время, не покидая рабочее место. Например, мы видим, что очень востребовано включение в пакет ДМС телемедицинских консультаций педиатров. Не секрет, что к педиатрам родители обра­щаются очень часто, особенно когда дети посещают детский сад или начальную шко­лу. Возможность получить оперативную консультацию специалиста в случае любых вопросов серьезно снижает тревожность работающих родителей и позволяет им не отвлекаться от рабочего процесса.

Сейчас мы работаем над программой цифрового ДМС, в рамках которой первым этапом обращения к врачу для получения амбулаторно-поликлинического обслужи­вания всегда будет онлайн-консультация. Планируем запустить продукт в пилотном режиме с несколькими работодателя­ми, а затем будем предлагать его шире. По нашим расчетам выгода для работо­дателей по сравнению с традиционными программами корпоративного ДМС соста­вит более 20 %. Для компаний это возмож­ность оптимизировать бюджет на ДМС, а для их сотрудников — экономить столь ценное время на очных визитах в клиники.

У ОМС и ДМС одна задача – сохранение здоровья человека и снижение затрат на лечение. Ее решение — в профилактике заболеваний и повышении эффективности лечения.

ССТ: Могут ли цифровые технологии, разработанные для ДМС, применяться в ОМС? Какие перспективы дальнейшей цифровизации ДМС?

Т. Т.: Мы уверены, что наш опыт в ДМС можно применить и в государственной медицине. Программы ДМС должны до­полнять, а не дублировать систему ОМС, добавлять рисковые элементы и улучшать сервис для клиента. Это позволит повы­сить доступность медицинской помощи для населения и обеспечить контроль ка­чества. С помощью единой цифровой плат­формы можно «бесшовно» объединить возможности ОМС и ДМС. Такая задача включена в «Стратегию развития финан­сового рынка России до 2030 года», и СОГАЗ готов делиться наработками и экспертизой для ее решения.

У ОМС и ДМС одна задача — сохранение здоровья человека и снижение затрат на лечение. Ее решение — в профилактике заболеваний и повышении эффек­тивности лечения. Поэтому следу­ющим этапом эволюции страховой медицины может стать автоматическое получение — конечно, с согласия кли­ента — данных с носимых устройств для превентивной диагностики и оператив­ного реагирования на первые симптомы возможного заболевания. Это устройства, которые сейчас создаются при содействии Минздрава России в рамках платформы персональных медицинских помощников. Пока наибольшую ценность в использо­вании таких помощников мы видим для отдельных групп клиентов, в частности, для людей пенсионного возраста и пациен­тов с хроническими заболеваниями.

Создание доступных, удобных и точных девайсов для измерения основных пока­зателей (пульс, сатурация, давление и пр.) позволит страховым компаниям адаптиро­вать свои программы с учетом возможно­стей удаленной диагностики и развивать превентивную медицину, сокращая нагруз­ку на систему здравоохранения и обеспе­чивая клиентам настоящую заботу об их здоровье.

>50 % клиентов отмечают недостаток мотивации для ведения здорового образа жизни и постоянного использования цифровых устройств

ССТ: Что сегодня мешает развитию превентивной медицины?

Т.Т.: Как ни парадоксально, основное препятствие лежит в области психологи­ческих факторов. Наши опросы свиде­тельствуют, что, к сожалению, у клиентов пока нет сформированной мотивации для регулярного контроля за здоровьем: 30 % опрошенных нами пациентов признают отсутствие личной мотивации для профи­лактики болезней. Объяснений много — дороговизна диагностических медицин­ских услуг, недоверие к медицинским работникам, отсутствие времени и др.

Цифровая медицина в силу своей про­стоты и доступности в этом случае может выступать очень эффективным инстру­ментом для повышения уровня заинтере­сованности граждан в профилактических осмотрах и других мероприятиях, на­правленных на сохранение и укрепление здоровья.

Мы видим, что люди готовы исполь­зовать цифровые сервисы и доверяют технологиям, не испытывают сложностей при обращении с ними. Доля клиентов старше 50 лет составляет до трети от всех активных пользователей. При этом 95 % наших клиентов, которые обращаются за онлайн-консультацией, доверяют ИИ и используют возможности цифрового помощника. Преодолев первый психологи­ческий барьер, получив позитивный опыт, клиент начинает пользоваться онлайн-ме­дициной постоянно, понимая, что это удобно и экономит его время.


ТЕЛЕМЕДИЦИНА СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

  • Один из застрахованных, шахтер, обратился в телемед с жалобой на выраженные боли в поясничной области. Поскольку шахта находится на большом удалении от больниц, для оказания медпомощи был вызван санитарный вертолет. Од­нако из-за сложных погодных условий он не смог приземлиться. Врач телемедицины заподозрил у пациента наличие почечной колики, сориентиро­вал по дальнейшей тактике фельдшера медпункта шахты и находился на связи, пока погодные усло­вия не позволили госпитализировать пациента. Диагноз подтвердился в стационаре, болевой синдром купировали.
  • Пациента беспокоили головная боль, головокру­жение, неустойчивость при ходьбе. Он категори­чески отказывался идти на прием к неврологу. Врач онлайн-медицины заподозрил острое нару­шение мозгового кровообращения. Несмотря на отказ пациента, он направил заявку для организа­ции скорой помощи. Бригада «скорой» зафикси­ровала очаговые симптомы, пациента госпитали­зировали в стационар, диагноз подтвердился.
  • В женской консультации клиентке из Новосибир­ской области рекомендовали прервать беремен­ность из-за ряда проблем со здоровьем. Она реши­ла получить второе мнение и обратилась к врачам СОГАЗ онлайн. Помимо стандартного наблюдения и консультаций по беременности ей потребова­лось медицинское сопровождение нескольких других специалистов. На этом пути было много опасностей для будущей мамы и плода, включая коронавирус, с которым наши терапевты успешно справились. За все время онлайн-сопровождения доктора СОГАЗ провели более 40 консультаций для клиентки. В результате у нее родился здоровый мальчик, которому скоро исполнится три года.

Похожие статьи

«Росгосстрах» активно идет в онлайн — новая платформа РГС.Онлайн…

После завершения интеграции СК «Пульс» «Росгосстрах» реализовал следующий этап цифровой трансформации — появилась цифровая платформа РГС.Онлайн.

Эксперты подтвердили высокое качество ИТ-услуг «АльфаСтрахование»

Операционные процессы ДИТ «АльфаСтрахование» успешно прошли сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта качества предоставления ИТ-услуг ISO/IEC 20000-1:2018, а также его российского…
ЦИФРОВЫЕ И УДОБНЫЕ

ЦИФРОВЫЕ И УДОБНЫЕ

Некоторые онлайн-сервисы появились как необходимость в разгар пандемии, но стали неотъемлемой частью бизнес- процессов страховщиков. О цифровых трендах в урегулировании убытков…