- 31 октября, 2023
- 97
ДМС БЕЗ ЗВЕЗДОЧЕК
Уровень медицинских услуг в России очень неравномерный, и часто жители отдаленных населенных пунктов не могут на практике получить всех преимуществ добровольного медицинского страхования. О развитии географии продуктов ДМС для физических лиц — от большого города до небольших поселков — рассказывает заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга личного страхования ПАО СК «Росгосстрах» Ольга Купцова.
ССТ: Договоры добровольного медицинского страхования чаще всего заключают предприятия, обычно расположенные в более или менее больших городах. Насколько актуально распространение продукта ДМС в небольших населенных пунктах?
Ольга Купцова: Действительно, развитие инфраструктуры и ОМС, и ДМС локализуется в основном в крупных городах. Если мы говорим о Москве и Санкт-Петербурге, то здесь все вопросы решаются достаточно хорошо, но как только мы уезжаем из этих городов, мы сталкиваемся со сложностями.
Не во всех городах есть частная скорая помощь, которую мы можем вызывать согласно программам ДМС. Не везде есть платная помощь на дому. Если мы уезжаем еще дальше вглубь нашей страны, то мы сталкиваемся с тем, что не везде элементарно есть поликлиники, которые могут работать с оказанием платных услуг. Фактически существует одна очередь для всех в поликлинику по ОМС.
Стационары в регионах практически только государственные. Поэтому будет лукавством предлагать с программами ДМС экстренную госпитализацию, понимая, что она все равно будет идти по программе ОМС. Соответственно, если мы говорим о небольших селах, деревнях, то там существует оказание медицинской помощи на уровне ФАП, и никакой программы ДМС реально мы организовать не сможем.
ССТ: А в этих небольших населенных пунктах есть потребитель ДМС, есть люди, которые могут купить такой полис?
О. К.: В том-то и дело, что есть крупные предприятия, у которых сотрудники проживают, в том числе, и в небольших населенных пунктах. Например, у нас есть клиент, у которого офисы расположены как раз во многих маленьких городах и поселках. Там ДМС организовать практически невозможно. Но при этом соцпакет предприятия должен обеспечивать единый стандарт предоставления медицинской помощи для всех сотрудников.
Кроме того, в таких городах живут наши граждане, которые хотели бы приобрести полис ДМС индивидуально, так как доступность и качество программ ОМС их не всегда устраивает. Для регионов характерны большие очереди на диагностику, на плановое лечение, на посещение узких специалистов. Иногда требуется ехать достаточно далеко, в районный центр, чтобы попасть на прием к нужному врачу. Но нужных программ ДМС просто нет в их местности.
Получается, что мы даем клиенту стандартный пакет, которым на практике он воспользоваться не может: он как обслуживался по программе ОМС, так и будет обслуживаться. Мы своими платными услугами туда не дотягиваемся, у нас там нет элементарно договорной базы. Не с кем заключать договоры!
Основная идея нашего нового продукта в том, чтобы не предлагать людям то, что реально нельзя организовать. Мы против звездочек в полисе, когда указано, что услуга предоставляется «при наличии». Такие звездочки только вводят потребителя в заблуждение. Мы хотим дать клиенту честный продукт, обеспечивая то, что ему действительно нужно, на надлежащем уровне.
ССТ: В этих регионах существует платная медицина? Как люди решают проблемы с медицинским обслуживанием, если ОМС их не устраивает?
О. К.: В каких-то регионах платной медицины просто нет. В каких-то она существует, но по очень небольшому спектру услуг. Для решения этой проблемы мы решили адаптировать нашу программу ДМС именно для жителей таких населенных пунктов.
Основная идея нашего нового продукта в том, чтобы не предлагать людям то, что реально нельзя организовать. Мы против звездочек в полисе, когда указано, что услуга предоставляется «при наличии». Такие звездочки только вводят потребителя в заблуждение. Мы хотим дать клиенту честный продукт, обеспечивая то, что ему действительно нужно, на надлежащем уровне.
Если у человека возникают любые затруднения в получении медицинской помощи по ОМС, будь то диагностика, госпитализация или консультация узкого специалиста, мы не только оплатим оказание платной помощи, но еще и дорогу к месту ее получения и обратно, например, в ближайший федеральный медицинский центр. Ведь эта статья расходов может быть достаточно существенной для человека.
ССТ: Такой подход применим к получению стационарной помощи?
О. К.: В очень многих городах нет платных стационаров. Чтобы получить квоту в федеральном центре, надо хорошо разбираться во всей этой системе. Мы готовы оплачивать плановые хирургические операции и организовывать их в федеральных и региональных центрах.
Наш новый продукт называется «ДМС — ничего лишнего». В него входит стандартный набор: телемедицина, лабораторная и инструментальная диагностика с оплатой проезда при наличии назначения врача. Также туда входит плановая госпитализация.
Сразу хочу сказать, что в телемедицине врач ничего назначить не может — у нас права телемедицины ограничены. Но в рамках телемедицинской консультации с учетом анамнеза может быть рекомендована диагностика. На основании этих рекомендаций мы смотрим, насколько диагностика соответствует стандартам, и организовываем эту диагностику. То есть для нашего продукта достаточно рекомендации нашего врача телемедицины. В этом случае человеку не надо идти в поликлинику по полису ОМС и подтверждать это назначение у терапевта.
ССТ: Новый продукт больше ориентирован на корпоративных клиентов или его могут покупать и индивидуальные потребители?
О. К.: Начали мы с корпоративного сегмента, но сейчас рассматриваем распространение данного продукта на категорию физлиц, на заключение индивидуальных договоров.
Иногда мы становимся заложниками ОМС, когда врач говорит: «Придете через неделю с результатами компьютерной томографии», — а очередь на КТ на два месяца. Наш продукт построен как раз на том, чтобы именно в этот момент подключался страховщик.
ССТ: Сколько стоит такой продукт для индивидуального потребителя?
О. К.: Так как в продукте «ДМС — ничего лишнего» нет таких затратных вещей, как физиотерапия или очный прием врачей, то договор становится существенно дешевле обычного полиса ДМС. Собственно говоря, в корпоративном договоре на банальных ОРВИ «выносится» большая часть денег обычного договора.
Что касается доступности нового продукта для физлиц, то мы обсуждали эту тему с нашими агентами: если базовая стоимость продукта около 5 тыс. руб., то клиенты, безусловно, готовы за это заплатить, потому что КТ обходится гораздо дороже. Некоторым клиентам приходится даже брать микрокредиты на эти исследования!
В качестве подспорья полис ДМС с понятными правилами для людей становится очень выгодным. Очень хорошо использовать такие программы для родителей преклонного возраста. На наш взгляд, именно такая синергия обязательного и добровольного медицинского страхования будет определять развитие медицинского обслуживания населения в будущем. Мы не хотим подменять ОМС, так как видим его развитие. Но на настоящем этапе мы хотим сделать медицинскую помощь для наших граждан более доступной в любом регионе нашей страны.
ССТ: Вы сказали об очень привлекательной цене для клиента. Но чтобы эта программа была не убыточной для страховщика, возможно, в ней есть существенные ограничения?
О. К.: Да, есть некоторые временные ограничения. Чтобы избежать каких-то злоупотреблений и антиселекции, есть ограничения для плановых хирургических операций в 90 дней. То есть период ожидания — три месяца. Что касается лабораторной диагностики, то ограничение составит 30 дней с даты заключения договора. Консультации специалистов по телемедицине не имеют каких-то временных ограничений.
Наш новый продукт называется «ДМС — ничего лишнего». В него входит стандартный набор: телемедицина, лабораторная и инструментальная диагностика с оплатой проезда при наличии назначения врача. Также туда входит плановая госпитализация.
ССТ: Эта программа уже работает или находится только на этапе запуска?
О. К.: У нас в корпоративном сегменте этот продукт уже работает и показал свою эффективность. Для индивидуальных граждан, я думаю, мы этот проект запустим к концу года. Так как РГС — федеральная компания, и мы работаем по территории всей России, то этот продукт после запуска будет доступен на всей территории нашей страны. По опыту знаю, что хорошо продаются продукты, которые близки и понятны людям. Продукт «ДМС — ничего лишнего» разработан на годовой базе. Человек может его перезаключать каждый год на новый срок.