• 18 апреля, 2016

Страхование — за безопасность дорожного движения

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков


14 марта 2016 года в Ярославле состоялось заседание президиума Госсовета РФ по вопросам транспортной безопасности. В его работе принимал участие президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Мы попросили его ответить на несколько вопросов о роли страхового сообщества в деле обеспечения безопасности дорожного движения.

14 марта 2016 года в Ярославле состоялось заседание президиума Госсовета РФ по вопросам транспортной безопасности. В его работе принимал участие президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Мы попросили его ответить на несколько вопросов о роли страхового сообщества в деле обеспечения безопасности дорожного движения.

Игорь Юргенс, президентом ВСС.

Современные страховые технологии: Игорь Юрьевич, 14 марта обсуждались не только вопросы развития автострахования, что было понятно и ожидаемо, но и более глобальная тема — участие страхового сообщества в формировании культуры безопасного поведения на дорогах…

Игорь Юргенс: Это тоже естественно и правомерно. РСА уделяет проблемам безопасности дорожного движения большое внимание. Страховые организации — члены союза понимают их огромную значимость и осознают свою ответственность за их решение. Целью всех наших проектов является сохранение жизни и здоровья граждан России при ДТП.


ССТ: Что уже сделано и делается для профилактики дорожно-транспортного травматизма?

И. Ю.: На мероприятия по повышению безопасности на российских дорогах РСА к настоящему времени выделил около 4,5 млрд рублей. Только за последние годы нами профинансированы меры, направленные на соблюдение правил проезда пешеходных переходов, правил перевозки детей в транспортных средствах, на снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, на соблюдение скоростного режима и многие другие. Еще на этапе подготовки к указанному заседанию Госсовета РСА разработал программу, направленную на охрану жизни и здоровья детей и подростков как участников дорожного движения. Речь идёт о создании автогородков при учебных учреждениях.


ССТ: Культура страхования — это часть культуры безопасного поведения на дорогах. Между тем страховое сообщество в последнее время все чаще сталкивается  с недобросовестной, а то и противозаконной деятельностью в секторе автострахования. Эта проблема также обсуждалась?

И. Ю.: В настоящее время резко участились случаи отсутствия у автовладельцев полисов ОСАГО либо использования ими поддельных полисов при управлении транспортными средствами. Проблема уже привлекла внимание президента. Институт ОСАГО, в первую очередь, направлен на обеспечение возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. При причинении вреда в отсутствие полиса (или с поддельным полисом) потерпевший вынужден обращаться не в страховую организацию, а непосредственно к причинившему вред. Это существенно затрудняет получение компенсации, нарушая права и законные интересы граждан. Ущерб же, наносимый российскому страховому сектору в данной ситуации, оценивается нами в сумму около 5 млрд рублей в год.


ССТ: Какими мерами можно справиться с данной ситуацией?

И. Ю.: РСА со своей стороны делает все возможное для внедрения эффективных механизмов проверки наличия полиса ОСАГО. Любое заинтересованное лицо может использовать для этого автоматизированную информационную систему ОСАГО (АИС РСА). В ней есть информация обо всех заключенных договорах. По закону обязанность проверки наличия полиса у водителей лежит на сотрудниках полиции. Мы надеемся, что МВД активно включится в борьбу с подделками.

Укрепление законности в данной сфере совместными усилиями МВД и РСА, уменьшение количества случаев управления транспортным средством в отсутствие полиса ОСАГО позволили бы организациям — членам РСА расширить финансирование мероприятий, связанных с повышением безопасности на дорогах.

Электронные продажи полисов ОСАГО
стартовали в России 1 июля 2015 года.
Однако оформление договора
в электронном виде является правом,
а не обязанностью страховой компании.
В настоящий момент электронные
полисы предлагают 15 страховых
компаний из 81, имеющей лицензию
на обязательное страхование
автогражданской ответственности.


ССТ: Банк России предложил обязать всех страховщиков, работающих на рынке ОСАГО, заключать договоры ОСАГО в электронном виде на всей территории России с 1 января 2017 года. Готов ли к этому РСА?

И. Ю.: Мы готовы к реализации проекта Е-ОСАГО в полномасштабном режиме. Сейчас уже продажи электронных полисов вышли на уровень порядка 10 тысяч в неделю, всего продано свыше 130 тысяч. И я не вижу никаких технологических проблем в реализации такого проекта всеми компаниями, которые работают на рынке ОСАГО. Система АИС РСА к этому полностью готова.

Кстати, замечу, что РСА ведет консультационную работу с ГИБДД по проверке электронных полисов на дороге, в настоящее время нам не известно о жалобах со стороны владельцев электронных полисов. Сложностей с проверкой Е-ОСАГО у сотрудников ГИБДД также нет. По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, значительный рост выплат по ОСАГО обусловлен, прежде всего, троекратным расширением лимита покрытия вреда имуществу (со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей), произошедшим в октябре 2014 года. Также сказалось введение единой методики оценки ущерба при ДТП и ценовых справочников для расчета стоимости ремонта автомобилей в рамкахОСАГО.

Обозначенная тенденция по росту средней выплаты продолжит развиваться в связи с причинением вреда жизни и здоровью в 2016–2017 годах, причем в основном — по договорам 2015 года.

Президент РФ Владимир Путин
на заседании президиума Госсовета
по вопросам безопасности дорожного
движения, 14.03.2016:

Остановлюсь ещё на ряде важных задач. Первая — более широкое использование механизмов страхования. Эти вопросы нужно включать в программу подготовки водителей, чтобы страховая культура становилась частью их водительских навыков, воспитывала личную ответственность. Она нужна и для защиты их интересов, и для обеспечения безопасности дорожного движения.

Далее. Чтобы убрать лишние неудобства и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции (…) — конечно, при условии причинения только материального ущерба. Сегодня далеко не все участники дорожного движения готовы к таким самостоятельным действиям, но за ними, конечно, будущее. И эти принципы скоро станут такими же привычными, как страхование машин.

При этом прошу Банк России и страховые компании принять действенные меры, чтобы предотвратить распространение фальшивых страховок. Эта проблема в последнее время приобрела массовый характер и наносит ущерб не только гражданам, но и репутации самого страхового дела.

 

По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, значительный рост выплат по ОСАГО обусловлен, прежде всего, троекратным расширением лимита покрытия вреда имуществу (со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей), произошедшим в октябре 2014 года. Также сказалось введение единой методики оценки ущерба при ДТП и ценовых справочников для расчета стоимости ремонта автомобилей в рамках ОСАГО.

Обозначенная тенденция по росту средней выплаты продолжит развиваться в связи с причинением вреда жизни и здоровью в 2016–2017 годах, причем в основном — по договорам 2015 года.

Доля выплат «автоюристам»
только за 2015 год выросла на треть —
с 33% до 43%.

 

РСА совместно с ЦБ РФ подготовил
блок законодательных инициатив
по борьбе с мошенничеством в
автостраховании:

Корректировка претензионного порядка работы страховых компаний: предлагается увеличить срок почтового пробега в случае, если документы на выплату подаются по этому каналу. Использование почтовых сообщений мошенниками превратилось в стандартный способ, делающий невозможной прямую и быструю выплату возмещения пострадавшему.

  • Уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля.
  • Усовершенствование работы экспертов-техников, чьи заключения ложатся в основу расчетов стоимости ремонта по полису ОСАГО для автомобиля, попавшего в ДТП.
  • Установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой: это фактически полностью убирает всех посредников при взаимоотношениях между страховщиком и автовладельцем.

 

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…