• 14 февраля, 2025
  • 13

9 из 10 предпринимателей внедряют «цифру» в бизнес-процессы

92% представителей малого бизнеса уже внедряют цифровые инструменты в свои компании, повышая эффективность бизнес-процессов. Предприниматели также объединяются в сообщества для обмена опытом и знаниями, взаимного обучения и поддержки. Такие данные получены по результатам девятой волны исследования ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») — совместного проекта Сбера, фонда «Общественное мнение» и Минэкономразвития России.

Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка:

«Даже в непростых экономических условиях наш бизнес остаётся устойчивым, демонстрируя уверенность и стремление к росту. Больше половины (58%) предпринимателей оценивают своё финансовое положение как удовлетворительное, а каждый четвёртый (24%) нацелен на расширение в ближайшие 3–6 месяцев. Особенно радует высокая мотивация молодого поколения: 19% из них уже находятся на этапе расширения бизнеса, что значительно выше среднего показателя (12%). Они стремятся увеличивать масштабы своих компаний (33%) и штат сотрудников (20%), а также улучшать финансовые результаты (42%). Позитивные настроения в промышленном секторе также вселяют надежду: 34% производителей планируют расширение бизнеса, что говорит о дальнейшем укреплении экономического фундамента страны».

Анализ эффективности

Оценивают эффективность своей работы 69% предпринимателей. В основном — с помощью Excel и Google Таблиц (36%), а также онлайн-статистики банков (27%). Значительно реже применяют статистику электронного документооборота (15%), CRM-системы (14%), инструменты аналитики для продвижения (10%) и внутреннюю аналитику маркетплейсов (9%). К искусственному интеллекту и нейросетям в этом вопросе прибегают 5%. Молодые предприниматели активнее других применяют CRM-системы (20%) и сервисы для аналитики продвижения (17%).

Цифровизация

Большинство предпринимателей малого бизнеса (74%) знакомы с термином «цифровизация бизнеса». Под цифровизацией они обычно подразумевают автоматизацию различных бизнес-процессов, отказ от ручного труда в пользу компьютерных технологий (32%), автоматизацию бухгалтерского учёта, налоговой отчётности, банковских операций (23%), внедрение электронного документооборота (15%) и автоматизацию взаимодействия с клиентами и партнёрами (9%).

Лучше всего разбираются в цифровизации представители более крупных компаний с годовым оборотом от 5 млн рублей, предприниматели 36–45 лет и те, кто сотрудничает с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, поскольку они имеют дело с более сложными процессами и структурами.

Бизнес уверен: с помощью «цифры» можно улучшить взаимодействие с налоговой и другими госорганами (63%), бухгалтерский учёт и отчётность (56%), взаимодействие с контрагентами (51%), продвижение товаров и услуг (47%), анализ эффективности деятельности (45%), обработку обращений клиентов (39%), взаимодействие с персоналом, контроль работы (33%), создание текстов и изображений (32%), логистические процессы, управление складом (31%), поиск и подбор сотрудников (29%).

Профессиональные объединения

38% представителей малого бизнеса входят в какие-либо предпринимательские объединения, а 22% хотят к ним присоединиться. Чаще всего предприниматели становятся членами отраслевых (28%) и территориальных (10%) объединений. Кроме того, они участвуют в чатах и каналах в соцсетях (9%), состоят в Торгово-промышленной палате России (8%), «Опоре России» (5%), Ассоциации молодых предпринимателей России (3%) и Общероссийском движении предпринимателей (2%).

Участники сообществ больше всего ценят возможность обмена опытом и профессиональными знаниями (81%), доступ к актуальным новостям в отрасли (63%), общение с коллегами (63%), генерацию новых бизнес-идей (62%), поддержку коллег (62%), установление новых партнёрств (62%), обмен клиентами и заказами (53%) и защиту интересов предпринимателей (41%).

Источники деловых новостей

О событиях в бизнес-сфере предприниматели обычно узнают от коллег (72%) и из новостных каналов в мессенджерах и соцсетях (62%). Реже они обращаются к тематическим видео (43%), телевизионным новостям (36%), специальным сайтам (36%), чатам предпринимателей (33%) и аудиоподкастам (13%).

ПРИМ выходит ежеквартально. Исследователи изучают настроения предпринимателей и то, как они оценивают условия ведения бизнеса, меры господдержки и деятельность банков. В исследовании участвуют 600 владельцев ООО и ИП со всей России.

Похожие статьи

Сбер и Реестр углеродных единиц формируют прозрачную систему контроля…

Сбер и АО «Контур» договорились об оперативном цифровом обмене данными о выпуске зелёных сертификатов в Реестре низкоуглеродной энергии Сбера и углеродных…
За месяц до благотворительного забега СберПрайм Зелёный Марафон на его старт зарегистрировалось более 60 тыс. участников

За месяц до благотворительного забега СберПрайм Зелёный Марафон на…

Чуть более чем за месяц до старта 12-го по счёту благотворительного забега СберПрайм Зелёный Марафон, для участия в нём зарегистрировались уже…

AI-помощник Сбера отслеживает валютные котировки и оперативно выявляет аномалии

Сбер разработал и внедрил AI-помощника, созданного специально для поддержки трейдеров в работе с валютой.