• 7 марта, 2025

Женщины в бизнесе предпочитают находить опору в семье

Женщины-предприниматели оптимистичнее мужчин, чаще учатся, больше занимаются благотворительностью и заботятся о природе. На старте они готовы рисковать наравне с сильным полом, но с большей осторожностью планируют расширять свой бизнес. Об этом — новое исследование Сбера и Минэкономразвития РФ к 8 Марта, в котором приняли участие 600 владельцев ООО и ИП, а также 600 самозанятых со всей России.

Оценка бизнес-возможностей

Каждая вторая российская женщина (48%) с оптимизмом оценивает возможности для открытия своего дела и считает, что условия для ведения бизнеса будут только улучшаться (так же думают 43% мужчин). На вопрос, готовы ли они начинать бизнес, если будут высокие риски неудачи, 44% ответили утвердительно.

Размер компании и сфера бизнеса

58% женщин-предпринимателей владеют небольшими компаниями с оборотом до 5 млн рублей в год, при этом у 48% нет наёмных сотрудников либо их немного — от одного до 16 (46%). Они чаще открывают бизнес в розничной торговле (35%), лидируют в профессиональной, научной и технической деятельности (17%).

Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:

«В последние годы в России растёт число женщин-предпринимателей, прежде всего в малом бизнесе и среди самозанятых. Это связано и с тем, что зарегистрировать бизнес сегодня намного проще, чем несколько лет назад. Мы видим, что женщины в бизнесе находят опору в семье: 90% обращаются за поддержкой к близким, когда сталкиваются с трудностями. При этом 50% женщин считают свой бизнес семейным и 30% надеются, что родные в будущем продолжат их дело».

Ситуация в бизнесе и отношение к мерам поддержки

55% опрошенных женщин-предпринимателей называют своё текущее положение дел в бизнесе стабильным, 9% — хорошим.

И женщины, и мужчины не планируют закрывать своей бизнес в ближайшее время. Многие из них рассчитывают на господдержку. Среди самых полезных мер они чаще отмечают специальные налоговые режимы (53%), обучение (16%) и информационную помощь (15%). Ждут и помощи от банков — в виде льготной рекламы и маркетинговой поддержки (37%).

Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ:

«Мы видим положительную динамику развития женского предпринимательства: более 900 тысяч женщин руководят своими компаниями, 1,8 млн развивают бизнес в качестве индивидуального предпринимателя, 2 млн женщин активно ведут свою деятельность в качестве самозанятого. Согласно данным исследования ПРИМ, и женщины, и мужчины не планируют закрывать свой бизнес в ближайшее время. Многие из них рассчитывают на господдержку. Среди самых полезных мер они чаще отмечают специальные налоговые режимы (53%), обучение (16%) и информационную помощь (15%)», — отмечает замминистра экономического развития России Татьяна Илюшникова».

Готовность учиться

Женщины-предприниматели чаще мужчин говорят, что им в работе не хватает бизнес-знаний (88% vs 76% среди мужчин). Они хотели бы лучше разбираться в юридических вопросах (39%), больше знать о мерах поддержки (38%), бухгалтерии (33%), стратегиях продвижения (29%) и финансовой грамотности (23%), а также быть экспертами в своей бизнес-нише (23%).

Чтобы повысить свою компетентность, женщины-предприниматели готовы учиться: они чаще планируют повысить свою квалификацию в ближайшем году (54% vs 36% среди мужчин) и больше обучались за последние три года (41% vs 32%).

Социальные проекты и хобби

Женщины-предприниматели зачастую занимаются не только бизнесом, но и социально значимыми проектами (86%): сотрудничают с благотворительными организациями (37%), сокращают расход офисной бумаги (35%), организуют субботники (33%) и адресно помогают нуждающимся (30%). Им важны поддержка и содействие в решении социальных проблем: они ожидают финансовой помощи (29%), консультаций (24%), информации об актуальных социальных проблемах (23%).

Женщины-предприниматели стараются жить полноценной жизнью: в свободное время занимаются спортом (31%), рукоделием (23%) и садоводством (15%). Они чаще читают книги (73% vs 53% среди мужчин), отдавая предпочтение классической литературе (41%), историческим романам (36%) и книгам по саморазвитию и психологии (36%).

Похожие статьи

Иван Носов: менее 1% индийских компаний работают с Россией…

Для повышения скорости развития бизнес-отношений между Россией и Индией необходимо не только развивать инфраструктуру, но и повышать доступность информации и разрушать…
Востребованность рыночной ипотеки выросла на 13,3% – Домклик

Востребованность рыночной ипотеки выросла на 13,3% – Домклик

Аналитический центр Домклик публикует ежемесячный обзор ключевых тенденций на ипотечном рынке.

Сбер выступил за введение единого стандарта для кредитного страхования…

Сбербанк считает необходимым создание единого стандарта для кредитного страхования жизни, что позволит устранить различия в условиях у разных страховщиков и защитить…