ОСАГО: ОСОБЫЙ РАКУРС

Благутин Дмитрий

Генеральный директор ООО «СКОР Перестрахование»

Ошибки, допущенные в ОСАГО, привели «автогражданку» на грань катастрофы. Между тем, многие проблемы можно было бы предотвратить или смягчить, реализуйся этот социально значимый вид страхования на основе рыночных механизмов, включая перестрахование, в том числе и международное. Эту позицию аргументированно доказывает в своем интервью генеральный директор ООО «СКОР Перестрахование» Дмитрий Благутин.

Современные страховые технологии: Уход с рынка мелких перестраховочных компаний, создание РНПК — это благо для отрасли?

Дмитрий Благутин: На фоне процесса очищения рынка и создания РНПК у нас практически исчезли частные, вполне профессиональные перестраховочные компании. При этом продолжают укрупняться и без того крупные страховые компании, у многих из которых есть специализированные подразделения приема рисков в перестрахование. Это на данном этапе нормально, и придёт тот час, когда в какой-то момент мы увидим эти бывшие внутренние перестраховочные подразделения среди отдельных компаний-перестраховщиков. И это усилит конкуренцию, то есть будет выгодно страховщикам и полезно рынку.

ССТ: А какие проблемы Вы видите сегодня в страховании?

Д. Б.: Сейчас на российском страховом рынке самая чувствительная болевая точка — это ОСАГО. И понятно, почему она возникла. В начале становления ОСАГО у рынка была иллюзия гарантированного заведомо позитивного результата от этой деятельности на все времена. А когда любой предприниматель уверен в прибыльности своего продукта, он старается захватить как можно больший сегмент рынка. Эти процессы мы видели и в ОСАГО. Но у многих страховщиков совершенно отсутствовало понимание долгосрочной перспективы этой деятельности.

С самого начала в ОСАГО применялись нормативные показатели по коэффициенту убыточности бухгалтерского типа (отношение так называемого «заработанного убытка» на «заработанную премию» за соответствующий период). Этот показатель удобен, а иногда и необходим налоговикам для расчета налогов и акционерам компаний для выплаты дивидендов непосредственно по окончании года, а вот для целей страхования он не то что бесполезен — в некоторых случаях он может оказаться опасным, так как может вводить в заблуждение. Окончательный результат в страховании становится известен не по окончании календарного года, а тогда, когда урегулированы все обязательства по данному портфелю. Если мы ставим во главу угла захват доли рынка, то негативный окончательный результат не виден, или не сразу виден — на растущем портфеле он не всегда ощущается. Так и произошло в России. Когда негатив стал ощущаться, то катастрофа была уже неизбежной.

ССТ: Чего следует опасаться в будущем?

Д. Б.: Мы в России привыкли считать, что основные убытки ОСАГО — это претензии по ремонту машины. Доля претензии по ущербу здоровью не превышают и одного-двух процентов. При такой практике окончательный результат можно увидеть достаточно быстро, как правило в начале года N+2. Если же взять западные страны, например Францию, где ответственность по жизни и здоровью или очень велика, или вовсе не лимитирована, то в этих странах убытки года N закрываются в среднем в году N+15 из-за долгого урегулирования таких убытков. В России эта проблема еще впереди. Она будет проявляться по мере развития механизма возмещения ответственности за ущерб, полноценных медицинских услуг и монетизации ущерба, нанесенного жизни и здоровью человека. Длинный период урегулирования связан не с летальным исходом, а со случаями, когда пострадавший остается жив, но ему требуется серьезное лечение, уход и реабилитация, а также обеспечение утраченного качества жизни.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…