- 6 декабря, 2020
- 164
ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С БЕЗОПАСНОСТИ
Известный российский режиссер театра и кино Юрий Грымов не только поделился своими мыслями о положении и задачах современного театра, но и прямо в ходе интервью выступил с ценной инициативой — организовать семинар по страхованию для театральных работников на площадке театра «Модерн».
Современные страховые технологии: Вы пользуетесь какими-то страховыми услугами?
Юрий Грымов: Страхование — это необходимая в современном мире вещь, как ремень безопасности. Когда я пристегнут, то уверен, что это защитит меня в случае ДТП. Так что это еще и вопрос психологической защиты. В нашей семье за страхование отвечает жена. Мы страхуем многие риски.
ССТ: Этот год оказался довольно сложным для экономики, и сфера культуры — не исключение. Что сейчас происходит в театре «Модерн»?
Ю. Г.: Есть такое совершенно русское понятие: театр — семья. Такого понятия нет ни в одной стране мира. Это значит, что мы единомышленники. Что мы разделяем единую художественную концепцию. Что мы бережно относимся друг к другу. Склоки и интриги, как в «Театре» у Моэма, невозможны в нашем театре. Но это результат процесса строительства коллектива, на это необходимо время.
Я почти четыре года руковожу театром «Модерн». Когда я пришел, внутри театра, труппы не все было хорошо, но с некоторыми людьми мы расстались, и сейчас у нас действительно открытый, живой коллектив. Мы откровенно обсуждаем все важные вопросы, открыто в чем-то сомневаемся, может быть, даже заблуждаемся, но — искренне. И я вообще не очень понимаю, зачем люди тратят свои силы и часть жизни на то, чтобы затевать какие-то склоки и разборки.
Если человек — талантливый актер, это сразу все видят. Хороший артист всегда видит другого хорошего артиста. Он никогда не будет завидовать, он объективно оценивает коллег. А плохому артисту ничего не надо, ему даже режиссер не нужен — он сам всегда знает, как лучше.
ССТ: От чего зависит успех постановки? Только от игры актеров или нужно что-то еще?
Ю. Г.: Игра актеров не происходит сама по себе. Это все равно, как если бы вы принесли партитуру концерта, а на сцене у вас лежали музыкальные инструменты: скрипка, гобой, виолончель, — сами по себе инструменты играть не будут, нужны музыканты. Так же и артисты: они сами играть не будут. Даже сама пьеса не всегда однозначно дает понимание ИДЕИ!
Для меня театр — это высказывание. Если я не хочу высказаться, если мне нечего сказать, тогда все теряет смысл. Это процесс сложный, болезненный, потому что ты должен быть максимально искренним. Зритель это чувствует.
Нельзя забывать, что театры находятся в жесткой конкуренции. В Москве, скажем, государственных театров около 100, и еще около 100 негосударственных. То есть в одном городе работают две сотни театров, и каждый вечер, с 7 до 10, у вас есть большой выбор, куда пойти. Между тем, у нас очень плохая статистика по посещаемости театров. В Англии, например, люди ходят в театр чаще. Ну это вопрос культуры и, наверное, привычки.
Мы в театре «Модерн» свою идею нашли. Именно поэтому за три года мы очень быстро экономически встали на ноги, стремительно прирастаем зрителями.
ССТ: Но ведь всегда есть риски, которые могут подорвать финансовый успех. Болезнь ведущих актеров, повреждения декорации — и тогда придется спектакль отменить?
Ю. Г.: Самый главный финансовый риск — это если не идет зритель. Но я горжусь тем, что все спектакли, которые я поставил в театре «Модерн», пользуются успехом и привлекают нового зрителя. Кроме того, у нас идут некоторые мои прежние постановки, которым уже по 8 и даже по 14 лет.
Это что касается творческой части. Но есть и хозяйственная. Чтобы исключить риски, связанные с повреждением имущества театра, существует специальная административно-хозяйственная служба. Это тоже важная часть нашей команды — и главный инженер, и служба безопасности, и пожарные. И мы осознаем, как это важно для нас, уделяем этим вопросам большое внимание. Конечно, бывают случаи, например, когда прорвет канализацию. Мы это устраняем иногда своими силами, иногда вызываем специальные службы.
Что касается декораций, здесь особый случай. Это очень сложные конструкции. Табуретка на сцене — это не просто табуретка, ее делают специальные люди по особой технологии, так, чтобы она соответствовала особым требованиям. Она должна выдерживать большие нагрузки и обеспечивать безопасность актеров. Поэтому с декорациями меньше проблем.
Здание у нас не новое, является объектом культурного наследия. В нем, кстати, когда-то была масонская ложа, потом банк, потом биржа зерна. В нашем здании даже Ленин выступал. Из-за такого исторического багажа возникают свои сложности. Сейчас мы стоим в очереди на реставрацию. К сожалению, мы не можем улучшить условия быта артистам, сделать их жизнь более комфортной. Мы не можем прорубить стены, сделать за кулисами «каналы» побольше. Нам немного тесновато, но мы привыкли.
Особых рисков для нашего театра я не чувствую, но мы постоянно заняты их профилактикой. Например, раз в два месяца мы во время репетиции проводим экстренную эвакуацию.