• 10 марта, 2022
  • 173

КТО ПОПАЛСЯ В «МОШЕЛОВКУ»

Лазарева Евгения

Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков»

КТО ПОПАЛСЯ В «МОШЕЛОВКУ»

Общероссийский народный фронт одной из своих задач видит борьбу с мошенничеством и использует для этого самые разные способы. Одним из них стал общественный проект «Мошеловка», который помогает наладить обмен информацией между всеми заинтересованными органами: Банк России, правоохранительные органы, страховщики и т. д. Кто попадается в «Мошеловку», рассказывает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Современные страховые технологии: Как был создан проект «Мошеловка»?

Евгения Лазарева
Фото: Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков»

Евгения Лазарева: Народный фронт борьбой с мошенничеством занимается уже 8 лет. Но если раньше наш фокус был направлен на нелегальное кредитование, то сейчас мы занимаемся деятельностью автоюристов, фальшивыми полисами ОСАГО и другими видами мошенничества в страховании. В период пандемии количество пострадавших, обращающихся к нам за помощью, выросло в несколько раз. Если Банк России оценивает объем мошеннических сделок на уровне 12 млрд рублей, то оценки экспертов достигают 150 млрд.

Потеряв относительно небольшую сумму, люди не спешат заявлять об этом в правоохранительные органы, так как понимают, что помощи там не получат. Это и сподвигло нас сделать платформу «Мошеловка», которая собирает данные о мошенничестве.

Мы даем людям надежду вернуть свои деньги, поддержку и понимание.

С помощью нашего партнера — Ассоциации развития финансовой грамотности — мы собрали сообщество волонтеров, которые помогают бороться со злоумышленниками. У нас уже есть опыт возбуждения уголовных дел, юридической поддержки пострадавших, предотвращения старта нескольких финансовых пирамид.

Нам удалось прекратить мошенничество, связанное с отправкой на Яндекс-почту уведомлений о социальных выплатах.

Кроме того, благодаря нашей «Мошеловке» существенно сократилось время блокировки фишинговых сайтов.

ССТ: Как организовано взаимодействие с Банком России и правоохранительными органами?

Е. Л.: В ЦБ мы передаем сведения, связанные с деятельностью финансовых организаций (нелегальных кредиторов, финансовых пирамид, мошеннических брокеров и трейдеров), передаем данные о телефонных номерах, с которых звонили мошенники — в нашей «коллекции» их уже несколько тысяч. Регулятор очень эффективно противодействует мошенничеству: в опубликованном «черном списке» ЦБ РФ более 3 тыс. организаций, в неопубликованном их около 10 тыс. Возбуждено всего около 160 уголовных дел.

ССТ: Почему так мало уголовных дел?

Е. Л.: Самое сложное в нашей работе — расшевелить правоохранительную систему.

Где-то кому-то не хватает статей закона, кому-то нужны экспертные заключения, ктото вообще мошенничества не видит, пока не произойдет социальный взрыв! Например, в Краснодарском крае мы выявили сетку черных кредиторов. Есть обманутые люди, потеряна недвижимость, но уголовные дела не возбуждаются. Нам пришлось оказывать мощное информационное давление. Аналогичная ситуация была в Новосибирске: 200 семей потеряли квартиры за три года, прежде чем было заведено уголовное дело.

Время было упущено, и вернуть квартиры удалось не всем.

Бывают ситуации, когда человек вообще не подозревает, что его обманули. Например, о том, что его полис ОСАГО поддельный, человек узнает только в ДТП. Объем такого мошенничества не контролируется, и оно может приобрести самый массовый характер! К тому же, пытаясь купить что-то подешевле на «левом» ресурсе или в месенджере, люди передают жуликам свои персональные данные, а потом становятся владельцами неожиданных кредитов.

ССТ: Как все же удается добиваться помощи правоохранительных органов?

Е. Л.: У нас был кейс с очень крупным мошенничеством по обратному выкупу автомобилей. В том случае нам удалось добиться поручения президента. Сразу появилась куча дел об административных правонарушениях, и проблема для людей практически исчезла. Однако спустя какое-то время начала появляться обратная судебная практика. Приходится начинать сначала.

Нюансов, действительно, очень много.

Так же много, как и вариантов мошенничества. Но, по моему мнению, правоохранительная система должна быть в ответе. «Мошеловка» позволяет объединить людей, мы можем подавать коллективные иски, но добиваться возбуждения уголовных дел — это очень тяжелый труд.

ССТ: Помогает ли «Мошеловка» вернуть деньги?

Е. Л.: К сожалению, не все случаи мы можем довести до счастливого конца. Но это тоже опыт: на тех ошибках, которые совершены одними гражданами, мы стараемся учить других беречь свои средства.

Очень важны сроки обращения. Если в течение дня человек понял, что его обманули, шансы вернуть деньги достаточно велики.

У нас на платформе есть специальная форма для обращений в таких случаях.

ССТ: Какие изменения нужны для повышения эффективности вашей работы?

Е. Л.: Борьба с мошенничеством — это ручная работа. Сами мошенники в то же время используют продвинутые технические средства. Прежде всего, нужна настоящая ответственность за подмену номеров.

Закон об этом уже принят, но пока не заработал в полную силу. Наверное, для этого потребуется еще минимум год.

В проекте «Мошеловка» есть не только рекомендации для уже пострадавшего человека, но и очень много материалов по предотвращению мошенничества. Мы каждый день на примере историй конкретных людей рассказываем о том, как НЕ нужно себя вести, чтобы не стать жертвой преступников.

У нас есть блок материалов про мошенников в страховании. Мы активно поддерживаем коммуникации с РСА: у нас отлаженная работа, и мы передаем данные о случаях мошенничества друг другу.

ССТ: Сколько времени уже работает «Мошеловка»?

Е. Л.: Мы запустили платформу в мае прошлого года, и обращения пошли тысячами.

За 8 месяцев мы получили более 25 тыс. сообщений о фактах мошенничества. Теперь видим, какие способы мошенничества наиболее распространены на рынке, какие новые схемы появляются. Благодаря этому у нас есть возможность оповестить широкую аудиторию через средства массовой информации.

В страховании сейчас проблема автоюристов немного потеряла остроту, но зато с конца осени прошлого года активизировалось большое количество организаций, которые продают поддельные полисы ОСАГО. Нам удается из разных частей пазла собрать большую картинку, которая позволяет систематизировать данные и формулировать инициативы по совершенствованию законодательства.

ССТ: Как проект будет развиваться дальше?

Е. Л.: В этом году мы начали с запуска своего «черного» списка, потому что аналогичным инструментом Банка России охвачены не все виды мошенничества.

Например, регулятор ничего не предпринимает в области работы маркетплейсов, которые находятся на втором месте по уровню преступности после телефонного мошенничества.

Для каждой целевой аудитории мы делаем разный контент и распространяем его по разным каналам. Если для молодежи у нас есть форматы «Тик-тока» и мессенджеров, то на людей пожилых нацелена целая большая кампания «Расскажи бабушке». У нас даже есть пожилой волонтер, который проводит обучение как раз для граждан возрастной категории. Мы планируем развивать сотрудничество с МФЦ, чтобы там распространять эту информацию.

Также в наших планах — продолжать обучение волонтеров и развивать проект «Онлайн-правозащитник», который позволяет пострадавшим гражданам получить конкретную юридическую помощь.

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Страховая защита строится на доверии: у страхователя — к страховщику, его возможности выплатить страховое возмещение в случае страхового события, а у…