• 25 августа, 2025

Цифра, сложные маршруты и защита бизнеса: тренды логистики 2025

На логистическом рынке все больше говорят об усложнении процессов и запросе на качественно новые подходы к управлению. Эксперты цифровой платформы сопровождения страхования Zunami поделились ключевыми трендами логистики в обзоре.

Динамика изменения объемов грузоперевозок

По итогам отчета Центробанка о состоянии логистики на конец первого квартала рост объемов грузоперевозок автотранспортом вырос на 21,2% по сравнению с концом 2021 года. Железные дороги снизились на 12%, а также объем перевалки в портах (-2,8%) и авиагрузов (-59,3%).

Автоперевозки лидируют не только в росте объемов, но и в страховании рисков. По данным цифровой платформы страхования Zunami, автоперевозки остаются лидирующим видом доставки: с 2023 по вторую половину 2025 года доля этого вида от всех застрахованных перевозок на платформе была свыше 70%.

Тренд №1: Упрощение процессов

При усложненных перевозках в новой реальности сложно предугадать, когда и где могут возникнуть сбои и задержки. Поэтому одним из ключевых трендов мы можем назвать стремление к простоте взаимодействия, объединение контроля всех процессов и минимизацию усилий клиента по работе с логистическими процессами.

Решения, упрощающие логистические процессы, уже активно интегрируются в крупные торговые площадки. Например, сейчас маркетплейсы тестируют сервис добровольного страхования товаров и сроков для селлеров. Такой сервис работает без бумажного документооборота и подключается через личный кабинет продавца. При этом большая часть документов формируется автоматически, что значительно упрощает работу со страховыми продуктами.

Тренд №2: Повышенное внимание к рискам

Ввиду удлинения и усложнения маршрутов, грузовладельцы и перевозчики начинают обращать большее внимание на страхование рисков – ведь в таких условиях срыв сроков или повреждение груза могут обернуться серьезными потерями для бизнеса. Дополнительно могут возникнуть перебои в инфраструктуре и неполадки из-за недостатка опыта у участников.

Именно поэтому страхование теперь воспринимается не как формальность, а как инструмент управления рисками и защиты бизнеса. При этом клиенты ожидают, что страховка будет работать быстро и предсказуемо — от оформления до урегулирования убытков.

Конечно, культура внимания к рискам и защите бизнеса все еще развивается. Например, в малом и среднем бизнесе все еще есть некая доля скепсиса к подобным решениям – это естественно для сегмента, где страхование логистических и финансовых рисков ранее было прерогативой исключительно крупных игроков. Для малого и среднего бизнеса это новая практика. Но как только появилась возможность «попробовать» страхование на понятных условиях и с автоматизированным подключением, отношение начало меняться.

Тренд №3: E-comm – двигатель сферы

На рынке отмечают, что основным драйвером для отрасли остается электронная торговля. С начала года объем поставок на склады сохранился с 4-го квартала 2024 года, а сами склады становятся все более адаптивными для товаров продавцов.

«Маркетплейс сам заинтересован в том, чтобы улучшить доставку, так как это поможет и ему увеличить прибыль. При этом сегодня селлерам удобно работать в синергии с площадкой в плане логистики: например, доставка будет быстрее, если товар хранится именно на складе маркетплейса, а не на складе продавца, поэтому большинство предпочитает передавать товар именно туда. К тому же система позволяет распределить товар по складам в разной степени удаленности от центра страны, что позволяет также быстро доставить товар в разные точки», – рассказывает Юлия Цыганкова, эксперт по работе с селлерами на маркетплейсах.

Тренд №4: Цифровые инструменты как норма выживаемости

Современная грузовая логистика перестала быть просто перевозкой, а стала сложным и высокотехнологичным процессом. По прогнозам НИУ ВШЭ спрос логистики на цифровые решения будет увеличиваться более чем на 20% в год. Самыми востребованными инструментами станут искусственный интеллект и блокчейн, а также технологии автоматизации бизнес-процессов и управления сложными объектами.

По оценкам Mordor Intelligence, уже в этом году объем рынка автоматизации в логистике достигнет $82,7 млрд, а к 2030 вырастет более чем на 60% и превысит $132,6 млрд. Среди всех направлений аналитики выделили интернет вещей, создание цифровых двойников и использование облачных сетей. Иностранные исследователи подтверждают отечественные прогнозы: наибольшее влияние на логистику окажут искусственный интеллект и блокчейн.

Например, блокчейн-технология Hyperledger может гарантировать неизменность данных по операциям. Все потому что внутри блокчейн-сети бизнес-транзакции участников не видны другим пользователям: одна компания не видит, какие клиенты у другой. Это возможно благодаря раздельным каналам, которые создаются администратором.

Тренд №5: Продолжается отказ от бумажных документов

Обязательные требования к переходу на ЭДО и усложнение процессов привели к тому, что обмен данными и документами у большей части компаний теперь происходит электронно. Zunami продолжает интеграцию цифровых решений, упрощающих обмен документами: сегодня через платформу проходит более 200 транзакций в секунду, а также к работе подключены уже 12 ведущих страховых компаний по всей России.

Похожие статьи

СК «Абсолют Страхование» приняла участие в круглом столе по…

11 сентября 2025 года в Санкт-Петербурге прошёл круглый стол «Малый и средний бизнес, промышленность – проблематика, развитие и финансирование 2025», организованный…

Запустить торговую точку стало проще: Сбер предлагает кассовое решение…

Теперь предприниматели могут сэкономить от 100 до 200 тыс. рублей на старте и быстрее начать свой бизнес. Новый сервис Сбера —…

Трудности перевозок: спрос на страхование грузов вырос на 21%

“Монополия” и Zunami оценили эффект от цифрового взаимодействия. Перестройка внутрироссийских логистических цепочек вызвала бурный рост в сфере страхования грузов.