• 27 августа, 2025

Дисбаланс в ОСАГО исправят повышенным коэффициентом

Банк России намерен повысить стоимость полиса ОСАГО для высокорисковых регионов. ЦБ РФ предложил изменить порядок определения территориального коэффициента для водителей. В Проекте указания Банка России предлагается использовать территориальный коэффициент в два раза выше базового значения для тех регионов, в которых длительное время наблюдается высокий риск недобросовестных действий в ОСАГО.

Согласно документу, новые правила тарификации в виде поправочного множителя будут введены в Республике Ингушетия и в Новосибирской области. Для других регионов, входящих в зону риска, будет скорректировано базовое значение КТ с учетом показателей текущей убыточности. ОСАГО. Как сказано в Проекте указания Банка России, для регионов, которые продолжают оставаться в «красной» зоне рэнкинга ОСАГО, предусмотрено расширение «тарифного коридора» базовых ставок страхового тарифа в обе стороны: на 40% для мотоциклов и на 15% для остальных транспортных средств для сохранения справедливого ценообразования.

Ранее Банк России представил данные мониторинга региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО.

Особое внимание в документе уделено значительной динамике страховых выплат на фоне сохраняющихся высоких рисков мошеннических действий в ряде регионов. Так, за скользящий анализируемый период (в данном случае с 1 июля 2024 г. по 30 июня 2025 г.) средняя страховая выплата по ОСАГО в России выросла на 17,7% — с 88,8 тыс. рублей до 104,5 тыс. рублей. Наибольшие абсолютные значения средней выплаты (свыше 125 тыс. рублей) зафиксированы в 12 субъектах РФ, в 7 регионах России рост средней выплаты составил 25% и выше.

Отдельную тревогу регулятора вызывает увеличение коэффициента выплат, представляющего отношение суммы выплат к объему собранных премий.

В документе банка отмечается, что на Республику Ингушетия и Новосибирскую область, которые по-прежнему остаются в «красной» зоне, приходится лишь 2,1% от всех собранных страховых премий по России, но при этом на страховые выплаты приходится 4,2% от общего объема выплат по стране. Например, в Новосибирской области выплаты за указанный период превысили сборы на 1,35 млрд рублей, сформировав наибольший отрицательный разрыв среди всех регионов России.

По мнению экспертов рынка, представленные в отчете регулятора «аномалии» должны стать поводом для масштабной проверки деятельности автоюристов и аварийных комиссаров в этих регионах.

«Если говорить о причинах аномально высоких выплат в Республике Ингушетия и Новосибирской области, можно предположить, что дело в использовании в данных регионах недобросовестных практик и в деятельности так называемых автоюристов, злоупотребляющих правом. Эти люди скупают у пострадавших за копейки право требования компенсации по ДТП, заключая договор цессии, а затем уже от их имени, используя сомнительные экспертные заключения, судятся со всеми возможными сторонами — в том числе и с виновниками аварии — добиваясь для себя крупных выплат и штрафов в суде», — поясняет Петр Шкуматов, член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве, координатор движения «Общество синих ведерок».

При этом, сами пострадавшие, по словам эксперта, денег почти не видят и теряют право на справедливую компенсацию, сталкиваясь с убытками, налогами и проблемами.

В свою очередь, руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков», координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева отмечает, что к задаче нужно подходить комплексно и при участии региональных властей.

«В ряде регионов, где главы субъектов поставили задачу по выявлению и привлечению к ответственности водителей без полисов, серьезно снизилось количество аварий и случаев страхового мошенничества», – отмечает эксперт.

По словам Евгении Лазаревой, решить проблему мошенничества в ОСАГО может помочь создание общей федеральной системы мониторинга и выявления страхового мошенничества с функционалом оперативного инфообмена между рынком, правоохранителями и регулирующими органами.

Как сообщается в проекте регулятора, после расширения тарифного коридора страховщики по-прежнему смогут предлагать опытным и аккуратным водителям полисы по невысоким ценам благодаря более корректной тарификации.

Публичное обсуждение документа продлится до 7 сентября. Новые правила тарификации вступят в силу через десять дней после официального опубликования.

Похожие статьи

Евгений Уфимцев: в сегменте ОСАГО сейчас есть три ключевых…

Снижение средней стоимости полисов обязательной «автогражданки», увеличение средней выплаты и хорошая работа по жалобам и обращениям граждан – это три основных…

НСИС подводит итоги деятельности АИС страхования за 10 месяцев…

За 10 месяцев 2025 года заключено 42,685 млн договоров ОСАГО со средней страховой премией 6,287 тыс. руб.
Натуральный ремонт не работает: рынок настаивает на модернизации автострахового законодательства

Натуральный ремонт не работает: рынок настаивает на модернизации автострахового…

На первом транспортно-страховом форуме «Автострахование–2025», который 13-14 ноября проходит в Сочи, представители страхового рынка, транспортных компаний и эксперты пришли к общему…