• 19 августа, 2021
  • 182

Страховщикам ОСАГО пора переходить к индивидуальному измерению рисков

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

По мнению руководителя комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрея Крупнова, большинство предложений действительно актуальны и качественно изменят страховой продукт.

«Увеличение размера страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью до 2 миллионов рублей вместо 500 тысяч, а также отмена учета износа транспортных средств при определении суммы возмещения – правильные шаги, хотя бы с точки зрения выравнивания сумм возмещения за одно и то же событие в рамках разных видов страхования. Правда, увеличение размера покрытия можно сделать добровольной опцией при оформлении полисов, чтобы никто не жаловался на то, что страховщики заставляют платить все больше.

Если говорить о предложениях по отмене территориального коэффициента и коэффициента мощности, то первый я считаю вполне обоснованным, пусть он остаётся, но не как обязательный, а как один из возможных для применения страховщиками. Второй – совершенно надуманный и не имеющий никакого отношения к риску. По сути, коэффициент мощности – это узаконенный социальный трансфер от условно «богатых» автовладельцев к условно «бедным». Его давно пора было отменить.

Вспоминая же о заслугах предыдущих этапов реформирования обязательного автострахования, то самым положительным изменением я бы назвал переход на предпочтительно натуральную форму возмещения. Это позволило снизить количество и накал споров относительно размера страховой выплаты на ремонт пострадавшего автомобиля.

Крупным недостатком системы ОСАГО, который удалось исправить в ходе реформирования, стала жёстко зафиксированная цена полисов. Фактически, дореформенная система ОСАГО была организована таким образом, что исключала всякую возможность для конкуренции между страховщиками. Введение сначала тарифного коридора, а потом и индивидуализация тарифов дали страховщикам возможность конкурировать за страхователей, что сразу же привело к снижению средней цены страхования.

Сегодня важно понимать, что процесс индивидуализации ОСАГО только начался. Настоящая индивидуализация, с расчётом индивидуальных тарифов возможна только при введении индивидуального риск-мониторинга, измерении риска каждого отдельного водителя, для чего в будущем необходимо внедрять инструменты телематики. Оценка рисков на основе демографических групп, даже при условии, что эти группы станут меньшего размера, а число их самих увеличится, никогда не приведёт к настоящей индивидуализации. Сегодняшние страховщики во всём мире отказываются от этой модели и переходят к индивидуальному измерению рисков, то же нужно делать и нашим компаниям. Роль регулятора в этой связи должна состоять в поддержке, пропаганде и стимулировании таких изменений».

Похожие статьи

Две трети россиян полностью удовлетворены объемами выплат по ОСАГО…

Такие данные были озвучены на презентации результатов масштабного исследования, проведенного Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Автоэксперт Пётр Шкуматов: культура вождения в стране меняется к…

По статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА), по итогам 2024 года более трети всех водителей – 35,8% имеют максимальную скидку за безаварийную…
На сайте РСА обновили термокарту ДТП

На сайте РСА обновили термокарту ДТП

Сервис позволяет увидеть наиболее аварийные участки дорог в Москве.