- 18 сентября, 2025
Аналитики Домклик: Водоём под окнами является самой дорогой и редкой видовой характеристикой недвижимости

Аналитики Домклик изучили рынок вторичного жилья в крупнейших городах России и видовые характеристики квартир, которые можно выбрать на витрине сервиса. Пользователи могут установить фильтр объявления по одному или нескольким из пяти основных видов, открывающихся из окон: улица, двор, парк, лес или водоём.
Для семей наличие зелёных зон или воды прямо под окном может стать безопасным и доступным местом для отдыха и игр с детьми, для инвесторов видовые характеристики могут гарантировать высокую ликвидность и потенциал роста стоимости.
Доля объявлений о продаже видовых квартир в крупнейших городах России
В России, особенно в крупных мегаполисах, более 90% квартир на «вторичке» продаётся с видом на обычные городские пейзажи: дворы или улицы. Тем не менее на рынке встречаются предложения, где окна выходят на природные локации: парки, леса и водоёмы.
Самой распространённой характеристикой является вид на городские парки — около 4,3% объявлений. Далее следуют объявления с окнами, выходящими на лес (3,1%). Реже всего встречаются квартиры с видом на водоём — всего 2,5% лотов.
На данный момент самыми видовыми квартирами на вторичном рынке обладают Владивосток, Самара, Уфа, Екатеринбург и Воронеж — там чаще всего встречаются лоты с видом на парки, леса и водоёмы. Сложнее всего найти такие квартиры в крупнейших городах страны — Санкт-Петербурге и Москве, где востребованность подобных объектов выше.
Вид на парки наиболее распространён в Самаре (8,7% объявлений), Екатеринбурге (8,1%) и Краснодаре (7,2%). В топ-3 городов с окнами на лес входят Владивосток (8,6%), Уфа (8,5%) и Самара (7,2%). Во Владивостоке (11,3%), Самаре (6,9%) и Уфе (4,2%) больше всего квартир с видом на водоёмы.
Парадоксально, но далеко не все города, расположенные на побережье крупных рек, вошли в топ-10 по объёму предложения квартир с видом на воду. В частности, таких лотов немного в городах на Волге — Нижнем Новгороде, Казани и Волгограде, а также в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Хотя последний обладает выходом к морю, но массовая застройка там смещена к окраинам и границе с Ленинградской областью.
Влияние видовых характеристик на цены на вторичном рынке
На вторичном рынке крупных городов вид из окна на водоём является самой дорогостоящей характеристикой. В среднем его наличие увеличивает цену за квадратный метр на 12,4% по сравнению со стандартным видом на двор или улицу. Меньшее влияние оказывает вид на парк (+5,5%) и лес (+4,1%).
Больше всего видовые квартиры ценятся в Самаре, Ставрополе, Омске, Новосибирске и Нижнем Новгороде, где надбавка за вид на водоём может достигать 20–50%. В Санкт-Петербурге и Москве данная характеристика влияет на цену менее значительно: +12,3% и +6,6% за квадратный метр соответственно.
Стоит отметить, что в ряде городов вид на парк или лес может, напротив, быть фактором снижения стоимости квадратного метра. Это объясняется тем, что нередко крупные парки и тем более леса находятся на окраинах с менее развитой инфраструктурой.
Если рассматривать рынок недвижимости не только крупных областных центров, но и всего региона, то цены за «квадрат» в видовых квартирах часто оказываются ниже, так как такая недвижимость нередко расположена в отдалении от региональной столицы.
Методология
На Домклик покупатели и арендаторы могут выставить фильтр «вид из окна» и выбрать один из вариантов: двор, улица, парк, лес или водоём. Аналитики изучили объявления на конец августа 2025 года о продаже квартир на вторичном рынке в 20 крупнейших городах России. В исследовании не учитывались объявления, в которых не указаны видовые характеристики жилья. Если окна квартиры выходили на разные локации, жильё включалось в несколько групп.
Эксперты рассчитали долю объявлений о продаже квартир с разными видовыми характеристиками. Затем для каждой категории вычислили медианную цену за квадратный метр и сравнили стоимость видовых квартир (с окнами на парк, лес и водоём) с обычными.
Дополнительно были проанализированы объявления с видовыми характеристиками в крупных регионах.