- 14 декабря, 2021
- 164
БАЛАНС ДОСТУПНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ
В период формирования новой стратегии развития страховой отрасли актуальны инициативы, направленные на защиту интересов страхователей и создание условий для устойчивого развития страховщиков. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью нашему журналу обозначил основные направления совершенствования законодательства, ожидающие в ближайшее время страхование.
Современные страховые технологии: В этом году разрабатывается новая стратегия развития страхового рынка на период с 2022 года. Подводя итоги прошедших трех лет, какие достижения на страховом рынке Вы бы выделили?
Какие направления требуют дальнейшей проработки и усилий регулятора и всего профессионального сообщества?
Анатолий Аксаков: В центре пристального внимания Комитета находится самый востребованный закон в сфере страхования — «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в рамках которого ежегодно заключаются миллионы договоров ОСАГО. Среди знаковых изменений, внесенных в регулирование этой социально значимой сферы, следует отметить установление приоритета ремонта поврежденного транспортного средства над возмещением вреда в денежной форме, а также определение требований к порядку взаимодействия страховщика, потерпевшего и станций технического обслуживания при осуществлении такого ремонта.
Другим законом была изменена существовавшая в ОСАГО система тарификации — в части ее индивидуализации и персонификации с целью возможности учета индивидуальных особенностей каждого водителя и рисков, присущих отдельным категориям страхователей. Данные изменения в свое время позволили разрешить очень сложную ситуацию с возможностью заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Летом этого года был принят и вступил в силу закон, реализовавший международные обязательства Российской Федерации в рамках ВТО по допуску филиалов иностранных страховых организаций, имеющих право на осуществление страховой деятельности на территориях членов ВТО, к осуществлению страховой деятельности на территории России. Принятие законопроекта должно создать сопоставимые
условия деятельности российских и иностранных страховщиков на территории нашей страны, а также позволит расширить перечень страховых услуг и их доступность для потребителей.
Среди значимых задач отрасли следует выделить участие страхового сектора в привлечении долгосрочных инвестиций в экономику, а это требует планомерного развития различных направлений страхования жизни.
ССТ: Доступность инструментов долгосрочного инвестирования для страховщиков жизни обсуждается последние несколько лет. Как Вы оцениваете вероятность создания специальных инвестиционных инструментов для размещения резервов страховщиков жизни в следующем году или в ближайшие несколько лет?
А. А.: Необходимость таких изменений назрела. В настоящее время Комитет совместно с Министерством финансов РФ и Банком России обсуждает ряд инициатив по запуску таких инструментов. После разработки и внесения в Государственную Думу соответствующих проектов Комитет сразу примет их в работу.
ССТ: В Комитет Госдумы по финансовому рынку страховщики направили пакет предложений по совершенствованию законодательства, в том числе — предложения по созданию перестраховочного пула по ОСАГО. Как Вы относитесь к этой инициативе? Закон об ОСАГО принят почти 10 лет назад, почему именно сейчас создание перестраховочного пула стало актуальным?
А. А.: Необходимость формирования перестраховочного пула, участниками которого должны быть все страховщики, осуществляющие ОСАГО, продиктована существующими проблемами при функционировании системы гарантированного заключения договора ОСАГО («Е-Гарант»).
Возможность передачи страховщиком в перестраховочный пул рисков по высокоубыточным сегментам ОСАГО призвана обеспечить надлежащий уровень доступности ОСАГО, не создавая при этом угрозу финансовой устойчивости и платежеспособности отдельных страховщиков.
Законопроект о создании перестраховочного пула в ОСАГО был внесен в Государственную Думу группой депутатов в конце ноября. В настоящее время в рамках процедур, установленных Регламентом Государственной Думы, осуществляется подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
ССТ: В каких еще направлениях, по Вашему мнению, должно совершенствоваться ОСАГО? Например, увеличение страховой суммы по потере здоровья, специальный коридор тарифа для такси и т. п.
А. А.: Многие предложения по изменениям в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», хотя их целесообразность не вызывает сомнений, неизбежно влияют на страховые тарифы и, соответственно, приведут к росту страховой премии.
Так, например, в Комитете Государственной Думы по финансовому рынку неоднократно обсуждались инициативы, предлагающие отказаться от износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) при осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты.
По поручению Комитета было проведено исследование, предметом которого являлась оценка влияния на страховые тарифы по ОСАГО отмены износа, которое показало, что при отмене учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) при определении величины ущерба при ДТП потребуется увеличение страхового тарифа на 30,3 %.
Также предметом пристального внимания является вопрос об увеличении в разы — до 2 млн руб. — страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших, которая сейчас составляет 500 тыс. руб. Комитет считает, что в этой части закон об ОСАГО нуждается в корректировке. Вместе с тем, поскольку реализация этих предложений повлечет рост страховых тарифов и страховых премий, а реального роста доходов населения мы в последние годы не наблюдаем, то неизбежно возникает вопрос об актуальности таких изменений на данном этапе.
ССТ: Как проходит рассмотрение законопроекта об электронном урегулировании убытков в страховании?
А. А.: В настоящее время в Комитете идет подготовка текста законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. По тексту законопроекта есть ряд замечаний федеральных органов исполнительной власти, сейчас идет процесс согласования позиций и устранения замечаний.
Как только разногласия по тексту законопроекта удастся снять, он будет вынесен на Комитет и затем на пленарное заседание Государственной Думы.
ССТ: В прошлом году большие дискуссии вызывало обязательное медицинское страхование. Планируются ли какие-то законодательные изменения в этой области, и на решение каких проблем ОМС они будут направлены?
А. А.: В портфеле Комитета имеется законопроект, внесенный Правительством РФ в декабре 2019 года, которым предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направленные на повышение роли страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. В настоящее время Правительство РФ готовит поправки к этому законопроекту, которые в Комитет пока не поступили, в связи с чем говорить о возможном содержании законопроекта пока преждевременно.
ССТ: Сейчас активно обсуждается концепция устойчивого развития и принципы ESG. Какой Вы видите роль российских страховщиков в реализации этой повестки?
А. А.: Вопросы экологии, защиты окружающей среды и борьбы с изменениями климата выходят на первый план международной повестки. Россия как один из ключевых участников международного взаимодействия активно участвует в ее реализации.
Я считаю, что страхование экологических рисков должно быть неотъемлемой частью определения ESG-рейтинга компании. То есть без страхования соответствующих рисков фактически трудно будет получить статус «зеленой» компании.
Кроме того, следует обратить внимание на так называемые «зеленые» инвестиции, развитие и исследование технологий возобновляемых источников энергии, декарбонизацию экономики.