- 12 июля, 2017
- 174
БАНК РОССИИ СНИМАЕТ БАРЬЕРЫ
Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной 17 мая 2017 г. на III Всероссийском конгрессе волонтеров финансового просвещения граждан
Задача повышения финансовой грамотности сегодня находится в списке основных приоритетов Банка России. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина обозначает основные ориентиры: в фокусе проекта — граждане, малый и средний бизнес, лица с ограниченными возможностями. Чтобы проекты повышения грамотности не утратили живой, практический смысл, важно не стремиться к формальному достижению результатов, а выстраивать взаимодействие с волонтерскими организациями, базироваться на частной, общественной инициативе, обмениваться лучшими практиками, которые формируются на местах.
Финансовая грамотность — очень важный элемент, ключевой приоритет работы Банка России. Три года назад, когда Центральный банк РФ стал мегарегулятором, его задачей стала защита прав потребителей на рынке финансовых услуг. Мы достаточно быстро поняли, что надежная защита прав потребителей на рынке финансовых услуг заключается не только в том, чтобы следить, насколько финансовые институты: банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т. д. — добросовестно исполняют свои функции.
Безусловно, мы за этим следим. У нас проводится целенаправленная, бескомпромиссная политика по оздоровлению финансовой сферы. Мы выводим с рынка недобросовестных игроков, которые, в том числе, нарушают права потребителей. Но вторая, не менее важная сторона надежной защиты прав — это финансовая грамотность. Когда люди выходят на финансовый рынок, приобретают финансовые продукты, открывают депозиты, получают кредиты, страхуют свою жизнь, имущество, делают накопления, они должны понимать права и обязанности, которые у них возникают в связи с приобретением всех этих финансовых услуг.
Банк России стал большое внимание уделять поведенческому надзору. Такого понятия у нас раньше не было — поведенческий надзор. Был «обычный» надзор за финансовыми институтами: мы анализируем их финансовые показатели, насколько они ликвидны. Но наряду с этим у нас сейчас вводится понятие поведенческого надзора: как финансовые институты ведут себя с клиентами, как они обеспечивают защиту прав потребителя.
Тема развития финансовой грамотности — суперважная, и мы видим, что эта тема не может быть реализована как какая-то отдельная кампания. Это должна быть масштабная, системная и многолетняя работа.
Несколько лет у нас уже развивается проект, который называется «Жалоба как подарок». Дело в том, что большинство людей перестают жаловаться потому, что на их жалобы нет ответной реакции, которую они ждут в надежде, что их права будут защищены. И тогда ни регулятор, ни сами финансовые институты не имеют объективной картины качества обслуживания клиента. Поэтому мы по примеру некоторых других стран стали развивать этот проект.