- 22 ноября, 2023
- 87
Быть ответственными пациентами – главная задача граждан в здравоохранении
Ответственность человека за свое здоровье, правильное отношение к возможностям медицины, приверженность лечению, осознание не только своих прав как пациента, но и своих обязанностей – все это должно стать важной составляющей современной системы здравоохранения. Как выстроить вокруг человека такую среду, в которой он осознает не только свои права на медицинское обеспечение, но и обязанности, эксперты XIV Всероссийского конгресса пациентов обсудили на круглом столе «Новый гражданин. Современный пациент».
Перед началом дискуссии с приветственным словом к участникам мероприятия обратился глава Совета при Президенте РФ по правам человека Валерий Фадеев, который отметил, что для построения новой России одних только политических и экономических реформ недостаточно. В первую очередь, требуется изменение общественного сознания, активная позиция в различных сферах, позволяющая создавать лучшее будущее для себя и нового поколения россиян. «Государство, со своей стороны, должно прикладывать максимальные усилия для защиты прав граждан, в том числе, на получение качественной медицинской помощи. Это особенно важно в период сложной геополитической обстановки, когда система здравоохранения перегружена, доступ к высокотехнологичной медицинской помощи ограничен, а импортозамещение реализовано не в полной мере, – уверен Фадеев. – Не последнюю роль в контроле за соблюдением прав граждан на доступную медицинскую помощь играют Совет по правам человека и пациентские организации. За последние годы пациентские НКО прошли большой путь развития и сейчас являются значимым движением, мнение которого учитывается в процессе принятия решений о развитии здравоохранения. В ряде нозологий они, без преувеличения, стали двигателем развития отрасли».
О развитии пациентского сообщества говорил и сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов:
«Сегодня значительно возрастает роль НКО, которые, помимо формирования системы общественного контроля системы здравоохранения, берут на себя функцию повышения медицинской грамотности населения, заменяя безответственный подход к здоровью на эффективный самоконтроль. Это не способ переложить бремя ответственности с врача на пациента и с системы здравоохранения – на жителей нашей страны. Это попытка привлечь людей к контролю за своим здоровьем и заботе о нем. Когда мы говорим об ответственном самолечении человека, то имеем в виду определенную экосистему вокруг него, благодаря которой можно создавать условия для сбережения собственного здоровья – выбирать наиболее результативные для себя способы терапии или меры профилактики, вести здоровый образ жизни, пользуясь городской инфраструктурой и социальными инициативами властей».
За последние несколько лет благодаря привлечению государственного внимания к проблемам пациентов с различными заболеваниями – как с социально-значимыми, так и орфанными, были сделаны важные шаги в модернизации системы лекарственного обеспечения.
В достижении социального согласия при решении проблем пациентов важную роль играют и переговорные площадки для диалога между обществом и государством, считает председатель регионального отделения Совета общественных организация по защите прав пациентов при Росздравнадзоре по Республике Башкортостан Азамат Бейтимеров:
«Принятие решения на переговорной площадке при статусном лице или органе власти позволяет получить сторонника предлагаемого НКО проекта, сократить число «бюрократических фильтров» при прохождении документа, получить его одобрение со стороны различных инстанций. Однако важно выносить на повестку системные проблемы, а не пытаться решить локальный вопрос одного человека».
Заместитель руководителя комиссии по здравоохранению Общественного совета госкорпорации Росатом Ольга Песнева считает, что медицина, общество и государство находятся в очень сложном взаимодействии, одним из которых является конструктивный конфликт. Здесь сталкиваются мнения, взгляды, интересы, потребности и ожидания разных участников. По ее мнению, именно такая ситуация будет способствовать выбору наиболее правильного решения по оказанию медпомощи, а также развитию культуры ответственности пациента за свое здоровье. Одним из условий для этого является доступность пациентам полной информации о состоянии своего здоровья. Как на практике реализуется такой пациент-ориентированный подход в городах присутствия Росатома рассказали завполиклиникой №2 ФГБУЗ «Клиническая больница №50 ФМБА» Ирина Макарова (г. Саров) и руководитель приемной Общественного совета Госкорпорации Росатом Ольга Новоселова (г. Новоуральск). Региональным опытом взаимодействия НКО с органами государственной власти поделилась председатель Калининградского регионального отделения ОООИ «РДА» Ирина Яковлева.
В дискуссионной части круглого стола участники размышляли о качествах нового гражданина России и ответственного пациента, которые позволят двигаться к достижению стратегических целей в сфере здравоохранения. Эксперты также отметили важность развития сотрудничества пациентского сообщества и органами власти, в том числе, в области совершенствования способов и каналов донесения до граждан информации, от которой зависит сохранность их здоровья и увеличение активного долголетия.