• 30 августа, 2024
  • 48

Число финансово грамотных россиян за год выросло на 9 п. п. и достигло 64%

Почти две трети россиян (64%) считают себя финансово грамотными. Таковы результаты опроса, который компания СберСтрахование провела в 37 российских городах с населением свыше 500 тыс. человек. Причём число респондентов, высоко оценивающих собственные навыки обращения с деньгами, выросло на 9 процентных пунктов — год назад их было 55%.

Грамотными в финансовом плане себя чаще всего называют люди в возрасте 18–30 лет (73%), а реже всего — респонденты старше 60 лет (56%). Тем не менее за год доля представителей старшего поколения, подкованного в управлении финансами, подросла на 7 п. п.

О желании улучшить свои знания сообщили 29% участников опроса. В основном им хотелось бы лучше разбираться в инвестициях (38%), условиях ипотеки (35%), кредитах (33%) и вкладах (23%).

Под финансовой грамотностью большинство респондентов (71%) понимают умение распознавать мошенничество. И 81% считают, что способны это делать. Не менее важно, по мнению участников опроса, правильно вести личный и семейный бюджет (67%). Навыки инвестирования отметили 46%.

Грамотно распоряжаться своими доходами и расходами умеют 69% опрошенных, копить и создавать финансовую подушку — 48%, а каждый пятый (19%) заявил, что разбирается в налогах. Больше половины участников опроса рассказали, что следят за своими тратами, но каждый четвёртый признался, что не ведёт бюджет вовсе.

Выше всего собственную финансовую грамотность оценили жители Оренбурга (97%), Владивостока (89%), Иркутска (88%), Астрахани (87%) и Красноярска (84%). Наименее подкованными в этом вопросе себя считают в Казани (44%) и Екатеринбурге (47%). Любопытно, что москвичи и петербуржцы тоже оказались весьма самокритичными — лишь 49% и 54% респондентов соответственно сочли себя финансово грамотными.

Участники опроса также рассказали, откуда получают знания о финансах. 48% респондентов читают книги и профильные СМИ — за прошедший год этот показатель вырос на 11 п. п. Растёт интерес к блогам и соцсетям — их просматривают 29% (год назад — 23%).

Руслан Вестеровский, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка:

«Уровень финансовой грамотности повышается, и россияне всё чаще используют вспомогательные онлайн-инструменты. Так, сервисами по управлению личными финансами в приложении Сбербанк Онлайн на ежедневной основе сейчас пользуется 26 млн клиентов, а год назад таких клиентов было 12,6 млн. Наиболее популярными сервисами у клиентов стали: ′′Анализ финансов′′ (24,7 млн ежедневных пользователей), ′′Всего средств′′ (5,6 млн ежедневных пользователей) и ′′Автонакопления′′ (2,7 млн активных копилок). Также наше направление персонального финансового менеджмента комплексно рассматривает финансовое поведение людей, их привычки, цели и проблемные зоны, чтобы с помощью AI-рекомендательной системы подобрать персональные советы под конкретные жизненные ситуации: по экономии, дополнительной выгоде, формированию накоплений, преумножению капитала или по защите от рисков. Например, что касается рисков, по данным нашего опроса, 74% респондентов уже имеют полисы ОСАГО и каско, а 67% — вклады в банках. Учитывая растущие риски кибератак и других угроз, страхование становится важнейшим элементом защиты как личных, так и бизнес-активов. Страховка позволяет подготовиться к любым непредвиденным ситуациям и уверенно смотреть в будущее».

Похожие статьи

Мужчины чаще выбирают автомобиль, женщины — здоровье: какие страховки россияне хотят получить в подарок

Мужчины чаще выбирают автомобиль, женщины — здоровье: какие страховки…

Новогодние праздники — время, когда все дарят и получают подарки. Эксперты страхового брокера Mainsgroup узнали, какие страховки россияне хотели бы получить…

Проектор, кресло и духи – чего хотят от Деда…

73% россиян уже купили подарки к Новому году. 22% определились с тем, что будут дарить, остальные пока не планировали варианты поздравления,…

Дед Мороз существует – 74% родителей стараются сохранить веру…

74% российских родителей делают всё, чтобы ребенок верил в Деда Мороза, об этом говорит исследование аналитического центра «АльфаСтрахование».