- 14 ноября, 2017
- 185
«ЦИФРОВЫЕ» ДОРОГИ
Транспортная отрасль России готовится к цифровой трансформации. По мнению президента группы компаний «АРСЕНАЛЪ» Сергея Лобанова, для отрасли страхования это означает появление новых вызовов и новых возможностей.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена Правительством РФ в июле 2017 г. (распоряжение от 28.07.2017 № 16-32-р, далее — Программа). Основные ее цели — создание экосистемы цифровой экономики, а также нормативных и инфраструктурных условий ее становления и развития. В том числе, это касается транспортной отрасли, в которой сегодня происходят важные изменения.
ПУТИ ВЕДУТ В АСУ
Соответствие информационной среды транспортной отрасли современным глобальным тенденциям цифрового пространства — важнейшая цель, достижение которой требует построения информационно-технологических сервисов, позволяющих эффективно интегрироваться в мировую информационную среду.
Практическая реализация этих приоритетов возможна при условии создания единой базы пространственных и технических данных по объектам и субъектам транспортного комплекса РФ на цифровой платформе информационно-аналитической системы государственного регулирования на транспорте (АСУ ТК). В настоящее время ведется разработка проекта федерального закона «О федеральной государственной информационно-аналитической системе регулирования на транспорте». Система будет находиться в ведении Минтранса.
Создаваемые в рамках АСУ ТК стандарты информационного взаимодействия, интеграционные и аналитические модули, ведомственная инфокоммуникационная среда откроют качественно иные возможности для управления транспортными ресурсами страны. Новый метод управления будет основан на оперативном получении информации со всех сегментов транспортного комплекса, от участников транспортных процессов, министерств и ведомств, занятых в их реализации, контроле международных транспортных организаций. Технологически задача создания АСУ ТК предполагает построение единой информационной среды, в которой будут функционировать информационно-аналитические системы разного уровня и разных отраслей экономики, обеспечивающие работу в едином информационном пространстве на всех уровнях управления. Таким образом, в единую систему должны быть интегрированы вновь создаваемые и уже существующие информационные системы. Обозначим основные направления, по которым в настоящее время ведется работа.
ДОСТАВКА ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Одна из областей, которую глубоко затронет цифровая трансформация, — это грузоперевозки. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Минтрансом России был разработан План мероприятий («дорожная карта») по созданию автоматизированной информационной системы электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок.
Одновременно прорабатывается вопрос присоединения России к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной, в целях обеспечения конкурентоспособности российских автоперевозчиков.
Также в соответствии с Транспортной стратегией для повышения уровня взаимодействия всех видов транспорта при осуществлении перевозок в мультимодальном сообщении подготовлен проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», который уже рассматривает Правительство РФ. Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих между всеми участниками перевозок грузов, пассажиров и багажа в комбинированном сообщении — то есть, когда на одном маршруте используется несколько видов транспорта. В том числе, он предусматривает создание единого коммерческо-правового режима на направлениях смешанных перевозок (единые правила, унификация грузовых документов, облегчение таможенных процедур), включая вопросы финансирования и страхования отправки грузов.
Перевод документов, используемых для оформления и перевозки грузов, в электронную форму в дальнейшем позволит унифицировать форму товарно-транспортных накладных, используемых на всех видах транспорта, или создать единую национальную электронную площадку, где мультимодальная перевозка груза будет автоматически трансформироваться в принятые на конкретном виде транспорта грузовые документы.