Цена незнания: как низкая медицинская грамотность ведет к больницам

Вера Николаевна Ларина, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии Института Клинической медицины Пироговского Университета Минздрава России*.

– Как бы вы простыми словами определили, что такое «медицинская грамотность»? Это только умение читать инструкции или нечто большее?

«Медицинская грамотность» представляет собой способность человека принимать разумные решения в отношении сохранения собственного здоровья в повседневной жизни.

Медицинская грамотность является комплексным понятием и включает в себя многие факторы, например, такие, как понимание и восприятие основной информации касательно необходимости следования принципам здорового образа жизни, знание основ профилактики развития заболеваний, необходимости выполнения рекомендаций врача в полном объёме и др.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определили навыки грамотности в вопросах здоровья как “личные характеристики и социальные ресурсы, необходимые отдельным лицам и сообществам для доступа, понимания, оценки и использования информации и услуг для принятия решений в отношении здоровья”.

– Насколько остро стоит проблема низкой медицинской грамотности среди пациентов в нашей стране? Это массовое явление или касается отдельных групп?

К сожалению, данные реальной клинической практики и литературы свидетельствуют о недостаточной информированности пациентов о своем заболевании или заболеваниях, что связано с худшими показателями состояния здоровья, с более высокой частотой госпитализаций и обращений за неотложной помощью.

Недостаточная медицинская грамотность нередко сопряжена с низкой приверженностью лечению, которая в настоящее время расценивается как недооцененный, но самостоятельный фактор риска прогрессирования многих заболеваний.

Приверженность лечению – это степень соответствия поведения пациента рекомендациям лечащего врача не только относительно медикаментозного, но и немедикаментозного лечения. Повышение эффективности мер, направленных на улучшение приверженности лечению, имеет положительное влияние на прогноз.

Безусловно, рекомендации врача будут осуществлены, если пациент понимает и осознаёт необходимость их выполнения. Информирование о заболевании, разъяснение сути патологии, механизма действия лекарственных препаратов, обучение навыкам самоконтроля и профилактического ухода за собой, формирование «превентивного поведения» могут повысить медицинскую грамотность и помочь избежать развития серьёзных осложнений.

– К каким самым серьезным последствиям для здоровья пациента может привести низкий уровень медицинской грамотности? (Например, неправильный прием лекарств, позднее обращение к врачу, и т.д.)

Результаты контролируемых исследований полагают, что низкая грамотность в вопросах здоровья, которая чаще встречается у пациентов старшего возраста с множественными хроническими заболеваниями, у лиц с низким социально-экономическим статусом и недостаточным уровнем образования, у пациентов с бессимптомным течением болезни может быть связана с поздним обращением к врачу, несвоевременным выявлением прогрессирования или обострения заболевания, повышенным риском госпитализаций и смертности.

Даже самые современные и эффективные препараты не помогут пациенту при несоблюдении рекомендаций врача по их приему, по соблюдению индивидуального режима физической активности и питания.

Результаты многих исследований показали важность повышения уровня грамотности населения в вопросе собственного здоровья и перспективность работы «школ здоровья» на базе лечебно-профилактических учреждений.

Обучение принципам управления болезнью устраняет неверные представления о заболевании и недостаток информации, формирует ответственность за собственное здоровье и способствует более серьёзному соблюдению рекомендаций врача, мотивируя человека к повышению уровня знаний о своём заболевании, что позволяет врачу объективно оценить результат лечения.

– С какими самыми распространенными мифами и заблуждениями в медицине вы сталкиваетесь чаще всего? (Например, о простуде, антибиотиках, прививках, «чистках» организма).
  • Если сегодня нормальное АД – лекарства можно не принимать. Это миф, так как преждевременное прекращение приема медикаментозной терапии не рекомендовано таким пациентам из-за сохранения высокого риска сердечно-сосудистых осложнений, а продолжение приема препаратов может благоприятно влиять на прогноз и повысить качество жизни пациента.
  • Прививки вредны и опасны. Это миф – ответ однозначно один – «да, вакцинироваться». Вакцинация – это профилактика инфекционных заболеваний, а профилактика неинфекционных заболеваний – это контроль за факторами риска развития этих заболеваний.
  • У меня просто насморк или просто простуда, я никого не могу заразить. Это миф, так как насморк – это симптом острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ). На начальном этапе заболевания человек является источником заражения. Проявления ОРВИ зависят от вида возбудителя, от наличия сопутствующих заболеваний и многих других факторов.
  • Применение антибиотиков при вирусной инфекции. Это миф, так как антибиотики действуют на бактерии, а вирусы к антибиотикам абсолютно не чувствительны. Назначение антибиотиков при любой ситуации должно быть рекомендовано только лечащим врачом.

*Пироговский Университет не только обучает будущих врачей, но и активно работает над популяризацией достижений российской науки в области медицины
https://rsmu.ru/

Похожие статьи

Усталый мозг — слабый иммунитет

Белла Гелаевна Брагвадзе, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры иммунологии Института биомедицины (МБФ) Пироговского Университета Минздрава России.

CОГАЗ наградил компании за лучшие практики в сфере управления…

Состоялась церемония награждения победителей ежегодной премии СОГАЗа «Устойчивое здоровье». Ее цель – выявить лучшие практики бизнеса в области управления здоровьем и…

Прививка от гриппа: когда, кому и где можно сделать

Ольга Владимировна Сайно, кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии Пироговского Университета.