- 3 декабря, 2019
- 151
ДЕНЬГИ ЕСТЬ ЧТО МЕШАЕТ?
Председатель Координационного Совета межрегионального общественного движения «Движение против рака» Николай Дронов считает, что успех национального проекта по онкологии во многом зависит от профпригодности управленцев на местах. Да и просто им трудно привыкнуть, что больше нет задачи экономить, лукавить со статистикой и скрывать правду от больных.
Современные страховые технологии: Как реализуется национальный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями?
Николай Дронов: Одна из основных проблем, с которой столкнулись при реализации национального проекта – недостаточно активное освоение денег, которые на него выделены. По информации, которую мы получаем как пациентская организация, люди все еще сталкиваются с недоступностью медицинской помощи и лекарственного обеспечения на местах. Конечно, ситуация постепенно улучшается, но еще не нормализовалась и не до конца соответствует ожиданиям пациентов.
Лекарства в нужном объеме раньше в регионах не закупались – просто не было ресурсов. В этом году деньги пришли через систему ОМС. Они выделены полностью в начале года и должны быть освоены в регионах. Эти средства «окрашены», то есть их невозможно потратить ни на что иное. Через систему ОМС можно проконтролировать их расходование: те ли лекарства покупаются, не нужны ли какие-то другие лекарственные препараты? Но сегодня, если верить СМИ, практически каждый третий аукцион на закупку лекарственных препаратах в регионах сорван местными минздравами. Но вина лежит не только на них, но и на федеральном Минздраве, который установил определенные правила игры. Камнем преткновения стала начальная максимальная цена контракта: производители и поставщики не готовы выходить на аукцион и продавать по этим ценам.
ССТ: Может быть, поставщики неадекватно завышают цены?
Н. Д.: Минздраву следовало заблаговременно проводить переговоры. Объективных данных о завышении цен на препараты пока нет. Действительно, есть препараты, которые проще не производить, чем производить себе в убыток. Это нормально с экономической точки зрения. Но здесь важна позиция Минздрава. Сейчас они ведут эту работу. В следующем году на закупку лекарств будет выделено еще больше денег.
ССТ: Нужно ли организовать централизованную закупку лекарств на федеральном уровне?
Н. Д.: Вопрос неоднозначный, хотя кажется, что решение лежит на поверхности. Эпидемиологическая ситуация в разных регионах разная, потребности в лекарствах разные. Возможно, закупая лекарства на федеральном уровне, можно существенно сэкономить. С другой стороны, в регионах люди лучше знают свои потребности. Вопрос часто упирается в профессиональную пригодность управленцев на местах.
К сожалению, еще встречаются руководители в здравоохранении, которые в силу разных причин не обладают стратегическим мышлением. Они, к сожалению, не могут ни планировать развитие отрасли, ни видеть перспективу на несколько шагов вперед. Государственный канцер-регистр базируется на нормативных документах, которые рождены в 1996–1999 годах. Он, условно говоря, представляет собой некую табличку, в которую заносятся данные пациента, даты установки диагноза и еще некоторую информацию. А организаторам здравоохранения для правильного планирования и понимания реальной потребности в медицинских технологиях и лекарствах необходимо точно знать, сколько у них пациентов, в какой они клинической стадии, каковы результаты примененной терапии. То есть у них в распоряжении должен быть полноценный, «живой» клинический, госпитальный регистр.
Таких регистров у нас в стране сейчас практически нет. Минздрав докладывает о том, что с учетом и отчетностью все в порядке, но перебои с лекарствами как раз отчасти связаны с тем, что никакого понятного и прозрачного учета и научно обоснованного планирования фактически нет. Кроме того, реализация федерального проекта по онкологии требует и своего, специфического учета, и системного планирования, чем сейчас активно и занимаются и проектный офис Минздрава, и непосредственно руководство онкологической службы.