- 27 мая, 2024
- 65
Эксперты о новшествах на рынке ОСАГО в 2024 году
ОСАГО: общественная экспертиза
Информационный проект
Одно из главных новшеств, которые ожидаются до конца этого года в ОСАГО, — это единый российско-белорусский полис. Плановая дата запуска проекта — 1 октября 2024 года. Об этом рассказал директор по методологии страхования Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Васильев. На данный момент проект находится на высокой стадии готовности. В частности, РСА и Белорусское бюро по транспортному страхованию разработали Правила системы страхования Союзного государства. Для запуска этого проекта требуется внести изменения в Закон об ОСАГО. Разработкой нового документа занимается Минфин России при активном участии РСА.
Кроме того, создается необходимая информационно-техническая база, которая позволит обмениваться данными о наличии страхования в рамках Союзного государства между Москвой и Минском.
Тарифы на общий полис ОСАГО будут устанавливаться в зависимости от национальных правил. Иными словами, если единую страховку оформляет российский автомобилист, то стоимость полиса будет рассчитываться по тарифам и правилам российского договора ОСАГО. А вот водители Белоруссии будут покупать такой полис по тарифам на «автогражданку», действующим в их стране.
Что касается Казахстана и других стран ЕАЭС, то прорабатывается вопрос их присоединения к системе страхования «Синяя карта», призванной прийти на смену старой «Зеленой карте», которая сейчас недоступна россиянам и белорусам из-за санкций.
Еще одно новшество этого года – единая информационная система АИС «Страхование». Она заработала в России с 1 апреля. Пока россиянам на портале «Госуслуг» доступна только информация об их полисах обязательной «автогражданки». Но в будущем система объединит данные по разным видам страхования. Так как проект запустился недавно, требуется время для отладки его работы. Именно поэтому до 1 октября АИС ОСАГО и новая система будут действовать параллельно. После этой даты АИС ОСАГО перестанет быть отдельным ресурсом и станет составной частью глобальной АИС «Страхование».
По словам генерального директора АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николая Галушина, основная цель нововведения – защита интересов пользователей:
«Страхование становится более прозрачным, а информация о нём – более доступной. Косвенно это влияет на уровень страхового мошенничества, оно будет естественным образом снижаться, так как на одной площадке можно будет увидеть ряд характеристик, которые говорят о признаках страхового мошенничества. Например, если в аварию регулярно попадает одна и та же пара машин».
Совершенствуется и система электронного урегулирования убытков. Популярность этой услуги постоянно растет. Так, по словам Евгения Васильева, сейчас в месяц урегулируется порядка 1,5 тысяч заявлений, полученных онлайн. С июля прошлого года, когда была запущена эта услуга, и по 12 апреля нынешнего года урегулировано 8 384 таких заявлений об убытке.
Кроме того, в этом году планируется запустить систему проверки наличия полисов ОСАГО в автоматическом режиме с помощью дорожных камер. Предполагается, что штрафы за отсутствие «автогражданки» будут рассылать раз в сутки. При этом проверке подвергнутся не все подряд автовладельцы, а лишь нарушители ПДД. По прогнозам РСА, ежедневно по всей стране будет выявляться до 70 тыс. нарушителей без ОСАГО. Запуск системы фотофиксации авто без полисов уменьшит количество водителей, которые не покупают «автогражданку» из-за «экономии», уверен глава РСА Евгений Уфимцев. Это поможет снизить число случаев, когда добросовестным водителям приходится судиться с водителями без ОСАГО, чтобы получить с них средства на ремонт своего автомобиля. Часто это не только занимает много времени, но и не всегда приводит к желаемому результату, особенно, если виновник ДТП де-юре безработный и не имеет имущества.
Также РСА заканчивает подготовку предложений, которые предполагают введение трехуровневой системы выплат в ОСАГО, вместо действующей сегодня двухуровневой.
Суть инициативы в том, что, если у страховщика нет станции технического обслуживания (СТО), которая согласна починить ваш автомобиль по ОСАГО, или все станции отказываются заключать такой договор, потребитель может предложить свою станцию. Она должна быть согласна отремонтировать машину в соответствии с единой методикой восстановительного ремонта и ценовыми справочниками к ней. Тогда страховщик оплатит ремонт без учета износа деталей и запчастей. Таким образом у автомобилистов «добавится новая опция, которая пойдет на пользу для увеличения объемов по ремонту именно по ОСАГО», – считает Евгений Уфимцев.
Между тем, Правительство поддержало законопроект, который увеличивает страховое возмещение в рамках ОСАГО со 100 до 200 тысяч рублей при оформлении европротокола без согласия сторон. Сейчас если водители не смогли договориться о том, кто из них виноват, максимальная выплата на ремонт ограничена порогом 100 тыс. рублей. Такие же условия действуют, если не провести фотофиксацию на месте. Проект изменений в закон об ОСАГО предлагает повысить этот лимит до 200 тыс. рублей.
РСА в целом поддерживает необходимость развития и популяризации Европротокола. Но то же время предупреждает, что увеличение лимита выплат может спровоцировать рост мошенничества, если не будет инструментов контроля за объективными сведениями о ДТП. В частности, предлагается облегчить доступ страховщиков к данным с дорожных камер фото- и видеонаблюдения, к иными сведениям о ситуации на дороге (в перспективе – к данным «умной дороги»).