• 29 апреля, 2025
  • 52

Эксперты прокомментировали инициативу разрешить оформление полиса ОСАГО через «Госуслуги»

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Сейчас купить полис ОСАГО можно на сайте или в офисе страховой компании, через страхового агента или брокера, а также через специальные маркетплейсы.

Руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Цыганов обращает внимание на саму суть Единого портала государственных услуг («Госуслуги»).

«Сама идея сайта «Госуслуги» звучит в его названии, предоставление государственных услуг – первое и единственное предназначение этого ресурса. Но на сегодня можно увидеть рассылки с информированием о культурных событиях или поэзии, – рассуждает Цыганов. – ОСАГО является обязательным и наиболее социализированным видом страхования. И если у части страхователей возникнут проблемы с заключением договоров страхования, информирование о самом договоре, условиях заключения и адресах, в том числе электронных, где его можно заключить, может быть уместно. Но не продажа и получение страховой премии на сайте, это превратит важный и востребованный обществом ресурс в еще один маркетплейс, что пока представляется излишним».

Эксперт подчеркивает, что сегодня полис можно купить и в офисе, и на сайте страховщика, и при помощи действующих маркетплейсов.

«Это показывает практика. И этого вполне достаточно и поддерживает конкуренцию на рынке, препятствуя выставлению максимума по тарифному коридору и, наоборот, способствуя снижению тарифов для интересных клиентов. Сейчас действуют возможности во многом индивидуальной тарификации с учетом стажа и опыта вождения, что в совокупности со штрафами за необоснованный отказ, обеспечивают доступность ОСАГО для большинства населения».

Дмитрий Журавлёв, научный руководитель Института региональных проблем согласен, что вопрос о коммерческой деятельности на базе некоммерческой платформы, такой как «Госуслуги» требует тщательного рассмотрения. По его мнению, необходимо четко определить границы между предоставлением государственной услуги и коммерческой деятельностью.

«Хотя Госуслуги и сейчас предоставляют доступ к некоторым платным услугам (например, оплата штрафов, пошлин), продажа страховых полисов – это иной уровень коммерциализации, – отмечает Журавлёв. – Важно избежать ситуации, когда государственная платформа создает неконкурентные преимущества для отдельных страховых компаний или ограничивает доступ других участников рынка. Введение покупки ОСАГО на «Госуслугах» потенциально может снизить конкуренцию, особенно, если портал будет отдавать приоритет крупным федеральным игрокам. Региональные страховые компании, не имеющие широкой сети филиалов или узнаваемого бренда, могут столкнуться с трудностями в привлечении клиентов». Научный руководитель Института региональных проблем подчеркивает, что смысл конкуренции заключается не только в снижении цены, но и в повышении качества и количества услуг для потребителя. А в случае введения обсуждаемой инициативы конкурентные механизмы на практике работать не будут. То есть инициатива, хоть и направленна на повышение удобства для автовладельцев и снижение издержек, несет в себе определенные риски для рынка страхования и покупателей «автогражданки».

Похожие статьи

Популярность электронных полисов ОСАГО продолжает расти – РСА

Популярность электронных полисов ОСАГО продолжает расти – РСА

Количество проданных е-ОСАГО за первые шесть месяцев 2025 года выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом в 2024 году.
РСА назвал регионы-лидеры по продажам е-ОСАГО за первое полугодие 2025 года

РСА назвал регионы-лидеры по продажам е-ОСАГО за первое полугодие…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), с января по июнь 2025 года в России было продано 16,4 млн полисов электронного ОСАГО,…

Народный фронт: автомобилисты хотят улучшений в ОСАГО и готовы…

Исследование рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов»: россияне ждут от страховщиков развития ОСАГО и готовы доплачивать за улучшения.