• 28 марта, 2013

Основные итоги на рынке страхования 2012

В 2012 году российский страховой рынок (без учета ОМС) вырос на 22%, что заметно больше, чем в 2011 году (19%). Премии составили 809 млрд. руб., выплаты – 405 млрд. рублей. Отно-шение страховой премии к ВВП подросло до 1,3% (1,2% годом ранее), отношение общих ры-ночных выплат к ВВП составило 0,6% (0,5% го-дом ранее). Доля страховой премии в общих расходах населения на конечное потребление составила 1,3% (1,2% в 2011 году).

В то же время отношение страховой премии к ВВП и доля премии в расходах населения еще не достигли лучших докризисных показателей – так, в 2006 году страховая премия составляла 1,5% ВВП.
Из крупных сегментов страхового рынка самый вы-сокий рост в 2012 году показало страхование жизни, сборы здесь составили 54 млрд. руб., а рост премии составил 55%, доля страхования жизни в общей рыночной премии увеличилась до 7% по сравнению с 5% в 2011 году. Занимая 7% рынка, страхование жизни обеспечило 13% общего прироста страховой премии. Как и прежде, львиную долю премий в страховании жизни обеспечивают сборы за счет средств населения (82%).

Высокий темп роста был также зафиксирован в страховании от НС – 51%, доля этого вида страхо-вания выросла в общей премии по рынку в целом до 9% против 7% годом ранее, в 2012 году здесь было собрано 74 млрд. рублей. Занимая 9% рынка, стра-хование от НС обеспечило 17% общего прироста страховой премии.

Основным «двигателем» рынка страхования жизни стало увеличение кредитной задолженности насе-ления. Потребители в течение 2012 года увеличили свою задолженность перед банками на 38% — с 5,6 трлн. руб. до 7,7 трлн. рублей. В то же время из-вестно, что главными продавцами полисов страхо-вания жизни в нашей стране являются именно бан-ки. Страхование жизни продается в банковских офисах как опция к кредиту, которая гарантирует, что в случае проблем со здоровьем у заемщика страховая компания погасит задолженность. Стра-хование жизни может также предлагаться банков-ским клиентам как полноценная альтернатива инве-стиционным банковским продуктам. Через посред-ничество кредитных организаций в 2012 году при-шлось 56% премии, полученной страховщиками по этому виду операций. Еще 3% приходится на авто-салоны, где происходит оформление кредита на приобретение автотранспорта. По страхованию от НС картина похожая: 51% премии страховщикам дают банки, где этот вид защиты часто предлагает-ся как опция к кредиту.

Страхование автокаско, которое было на протяже-нии многих лет главным локомотивом рынка, в 2012 году не разгоняло его, а тормозило: сбор премий составил 195 млрд. рублей, рост сегмента составил 19%, а доля в общей премии сократилась до 24% против 25% годом ранее.

Еще одним «тормозом» рынка было огневое стра-хование. Сборы на этом рынке составили 131 млрд. рублей, что всего на 9% больше показателей 2011 года. Доля огневого страхования на рынке сократи-лась до 16% против 18% в 2011 году. К сожалению, практически стагнировало огневое страхование за счет граждан: рост здесь составил всего 7% (значи-тельно меньше средней по рынку величины в 22%) при сборах в 26 млрд. рублей.

Не разгоняло рынок и ОСАГО. Этот сегмент остает-ся одним из самых крупных – в 2012 году здесь бы-ло собрано 121 млрд. руб. страховой премии – 15% рынка, в то же время темпы роста премии оказались заметно ниже рыночных – 17% по сравнению с по-казателями 2011 года. За счет этого рыночная доля ОСАГО сократилась (в 2011 году этот сегмент гене-рировал 16% общей рыночной премии). Здесь ска-залось исчерпание эффекта от повышения регио-нальных коэффициентов к тарифу по ОСАГО, кото-рое состоялось в 2011 году.

Еще один крупный рыночный сегмент – ДМС – раз-вивался также несколько хуже среднерыночных темпов. Здесь в 2012 году было собрано 109 млрд. руб., доля этого сегмента составила 13%. Однако из-за того, что рынок ДМС увеличился в 2012 году только на 12%, его доля по сравнению с 2011 годом упала (в 2011 году ДМС обеспечивало 15% общих сборов).

Низким оказался и рост в добровольном страхова-нии ответственности. Здесь было собрано без мало-го 30 млрд. рублей, однако этот рынок в 2012 году вырос незначительно – всего на 9%.
К сожалению, анализ показателей 4 квартала 2012 года не дает оснований для оптимизма в части про-гнозов развития страхового рынка на ближайшие месяцы. Рост премии в 4 квартале составил всего 19% — намного ниже среднегодового значения в 22%, которое «вытянул» наверх показатель 1 квар-тала года (более 26%). Замедляется рост сборов за счет средств населения – в 4 квартале они выросли на 24% по сравнению с 4 кварталом 2011 года, то-гда как во 2 квартале 2012 года рост сборов за счет граждан составил без малого 30%. До 43% снизился темп роста страхования жизни, при том что еще в 3 квартале 2012 года рост сборов здесь составлял 79%.

Только на 15%, до 42 млрд. руб., выросли в 4 квар-тале сборы по страхованию автокаско за счет граж-дан, доля этого вида в расходах населения по-прежнему составляет 0,5%. Ненамного лучше об-щий темп рост рынка автокаско в 4 квартале – 17%, тогда как еще в прошлом году квартальные темпы роста достигали здесь 24%.

На прежнем уровне, 0,08%, находятся и доля рас-ходов населения на страхование недвижимости. Сборы по этому виду составили 6,9 млрд. рублей, рост по сравнению с 4 кварталом 2011 года – 12%.

Единственный крупный сегмент, показавший бод-рый рост страховых премий в 4 квартале 2012 года – это страхование от НС. Население заплатило за полисы, защищающие от несчастного случая, НС 16,6 млрд. рублей, что практически в два раза выше показателя 4 квартала 2011 года.

Расходы населения на ОСАГО в 4 квартале соста-вили 25,8 млрд. рублей, что эквивалентно 0,3% от общих расходов граждан на потребление. Надо от-метить, что в 4 квартале 2011 года расходы населе-ния на ОСАГО составляли 0,34% общих затрат. Так что на лицо сокращение нагрузки, вызванной ОСА-ГО, на бюджеты домохозяйств.

Если рассматривать итоги 2012 года в целом, то они, скорее, неутешительные. Несмотря на увели-чение страховых премий на 22%, рост в большой степени достигнут за счет кредитного страхования, без поддержки со стороны традиционных видов имущественного страхования. Такой рост нельзя признать здоровым и полноценным развитием стра-хового рынка. К тому же надо помнить, что в боль-шой степени рост рынков банковского страхования существует только в отчетности страховых компа-ний. Известно, что большую часть премий, собран-ных в этом канале, банки забирают себе в качестве комиссии за осуществление продаж.

В целом на лицо торможение страхового рынка, ко-торое неизбежно проявится уже в цифрах за 1 квар-тал 2013 года. Основная причина торможения стра-хового рынка – экономическая. Процентные ставки по кредитам предприятиям в нашей стране с сере-дины прошлого года устойчиво превышают уровень инфляции, тогда как в 2011 и в начале 2012 года ситуация была обратной. Удорожание кредитов тормозит экономику, и с ней- страховой рынок. Пока мы не видим оснований для перелома этой тенден-ции.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…