• 28 марта, 2013
  • 120

Основные итоги на рынке страхования 2012

В 2012 году российский страховой рынок (без учета ОМС) вырос на 22%, что заметно больше, чем в 2011 году (19%). Премии составили 809 млрд. руб., выплаты – 405 млрд. рублей. Отно-шение страховой премии к ВВП подросло до 1,3% (1,2% годом ранее), отношение общих ры-ночных выплат к ВВП составило 0,6% (0,5% го-дом ранее). Доля страховой премии в общих расходах населения на конечное потребление составила 1,3% (1,2% в 2011 году).

В то же время отношение страховой премии к ВВП и доля премии в расходах населения еще не достигли лучших докризисных показателей – так, в 2006 году страховая премия составляла 1,5% ВВП.
Из крупных сегментов страхового рынка самый вы-сокий рост в 2012 году показало страхование жизни, сборы здесь составили 54 млрд. руб., а рост премии составил 55%, доля страхования жизни в общей рыночной премии увеличилась до 7% по сравнению с 5% в 2011 году. Занимая 7% рынка, страхование жизни обеспечило 13% общего прироста страховой премии. Как и прежде, львиную долю премий в страховании жизни обеспечивают сборы за счет средств населения (82%).

Высокий темп роста был также зафиксирован в страховании от НС – 51%, доля этого вида страхо-вания выросла в общей премии по рынку в целом до 9% против 7% годом ранее, в 2012 году здесь было собрано 74 млрд. рублей. Занимая 9% рынка, стра-хование от НС обеспечило 17% общего прироста страховой премии.

Основным «двигателем» рынка страхования жизни стало увеличение кредитной задолженности насе-ления. Потребители в течение 2012 года увеличили свою задолженность перед банками на 38% – с 5,6 трлн. руб. до 7,7 трлн. рублей. В то же время из-вестно, что главными продавцами полисов страхо-вания жизни в нашей стране являются именно бан-ки. Страхование жизни продается в банковских офисах как опция к кредиту, которая гарантирует, что в случае проблем со здоровьем у заемщика страховая компания погасит задолженность. Стра-хование жизни может также предлагаться банков-ским клиентам как полноценная альтернатива инве-стиционным банковским продуктам. Через посред-ничество кредитных организаций в 2012 году при-шлось 56% премии, полученной страховщиками по этому виду операций. Еще 3% приходится на авто-салоны, где происходит оформление кредита на приобретение автотранспорта. По страхованию от НС картина похожая: 51% премии страховщикам дают банки, где этот вид защиты часто предлагает-ся как опция к кредиту.

Страхование автокаско, которое было на протяже-нии многих лет главным локомотивом рынка, в 2012 году не разгоняло его, а тормозило: сбор премий составил 195 млрд. рублей, рост сегмента составил 19%, а доля в общей премии сократилась до 24% против 25% годом ранее.

Еще одним «тормозом» рынка было огневое стра-хование. Сборы на этом рынке составили 131 млрд. рублей, что всего на 9% больше показателей 2011 года. Доля огневого страхования на рынке сократи-лась до 16% против 18% в 2011 году. К сожалению, практически стагнировало огневое страхование за счет граждан: рост здесь составил всего 7% (значи-тельно меньше средней по рынку величины в 22%) при сборах в 26 млрд. рублей.

Не разгоняло рынок и ОСАГО. Этот сегмент остает-ся одним из самых крупных – в 2012 году здесь бы-ло собрано 121 млрд. руб. страховой премии – 15% рынка, в то же время темпы роста премии оказались заметно ниже рыночных – 17% по сравнению с по-казателями 2011 года. За счет этого рыночная доля ОСАГО сократилась (в 2011 году этот сегмент гене-рировал 16% общей рыночной премии). Здесь ска-залось исчерпание эффекта от повышения регио-нальных коэффициентов к тарифу по ОСАГО, кото-рое состоялось в 2011 году.

Еще один крупный рыночный сегмент – ДМС – раз-вивался также несколько хуже среднерыночных темпов. Здесь в 2012 году было собрано 109 млрд. руб., доля этого сегмента составила 13%. Однако из-за того, что рынок ДМС увеличился в 2012 году только на 12%, его доля по сравнению с 2011 годом упала (в 2011 году ДМС обеспечивало 15% общих сборов).

Низким оказался и рост в добровольном страхова-нии ответственности. Здесь было собрано без мало-го 30 млрд. рублей, однако этот рынок в 2012 году вырос незначительно – всего на 9%.
К сожалению, анализ показателей 4 квартала 2012 года не дает оснований для оптимизма в части про-гнозов развития страхового рынка на ближайшие месяцы. Рост премии в 4 квартале составил всего 19% – намного ниже среднегодового значения в 22%, которое «вытянул» наверх показатель 1 квар-тала года (более 26%). Замедляется рост сборов за счет средств населения – в 4 квартале они выросли на 24% по сравнению с 4 кварталом 2011 года, то-гда как во 2 квартале 2012 года рост сборов за счет граждан составил без малого 30%. До 43% снизился темп роста страхования жизни, при том что еще в 3 квартале 2012 года рост сборов здесь составлял 79%.

Только на 15%, до 42 млрд. руб., выросли в 4 квар-тале сборы по страхованию автокаско за счет граж-дан, доля этого вида в расходах населения по-прежнему составляет 0,5%. Ненамного лучше об-щий темп рост рынка автокаско в 4 квартале – 17%, тогда как еще в прошлом году квартальные темпы роста достигали здесь 24%.

На прежнем уровне, 0,08%, находятся и доля рас-ходов населения на страхование недвижимости. Сборы по этому виду составили 6,9 млрд. рублей, рост по сравнению с 4 кварталом 2011 года – 12%.

Единственный крупный сегмент, показавший бод-рый рост страховых премий в 4 квартале 2012 года – это страхование от НС. Население заплатило за полисы, защищающие от несчастного случая, НС 16,6 млрд. рублей, что практически в два раза выше показателя 4 квартала 2011 года.

Расходы населения на ОСАГО в 4 квартале соста-вили 25,8 млрд. рублей, что эквивалентно 0,3% от общих расходов граждан на потребление. Надо от-метить, что в 4 квартале 2011 года расходы населе-ния на ОСАГО составляли 0,34% общих затрат. Так что на лицо сокращение нагрузки, вызванной ОСА-ГО, на бюджеты домохозяйств.

Если рассматривать итоги 2012 года в целом, то они, скорее, неутешительные. Несмотря на увели-чение страховых премий на 22%, рост в большой степени достигнут за счет кредитного страхования, без поддержки со стороны традиционных видов имущественного страхования. Такой рост нельзя признать здоровым и полноценным развитием стра-хового рынка. К тому же надо помнить, что в боль-шой степени рост рынков банковского страхования существует только в отчетности страховых компа-ний. Известно, что большую часть премий, собран-ных в этом канале, банки забирают себе в качестве комиссии за осуществление продаж.

В целом на лицо торможение страхового рынка, ко-торое неизбежно проявится уже в цифрах за 1 квар-тал 2013 года. Основная причина торможения стра-хового рынка – экономическая. Процентные ставки по кредитам предприятиям в нашей стране с сере-дины прошлого года устойчиво превышают уровень инфляции, тогда как в 2011 и в начале 2012 года ситуация была обратной. Удорожание кредитов тормозит экономику, и с ней- страховой рынок. Пока мы не видим оснований для перелома этой тенден-ции.

Похожие статьи

АПСБ: Основной объем страховых премий в 1 квартале 2024…

Как следует из данных Банка России за 1 квартал 2024 года, средняя комиссия страховых брокеров показала прирост в 1 п.п. и…
Дирекцию развития продаж СК «Гайде» на Северо-Западе возглавил Константин Мельников

Дирекцию развития продаж СК «Гайде» на Северо-Западе возглавил Константин…

Константин будет отвечать за укрепление позиций компании на рынке Северо-Запада, развитие клиентского портфеля «Гайде» в корпоративном и розничном сегментах и увеличение…

Группа компаний «Формула» запустила сайт о ERP-технологиях

Группа компаний «Формула», российский системный интегратор, запустила сайт, посвященный ERP-технологиям и цифровой трансформации бизнеса отечественных предприятий: formulaerp.ru