• 29 января, 2015
  • 147

Содержащееся в постановлении пленума ВС расширение ответственности страховщиков ОСАГО должно найти отражение в тарифе – глава ВСС и РСА

Расширение имущественной ответственности страховщиков обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), отраженное в постановлении пленума Верховного суда (ВС) РФ по вопросам ОСАГО, должно быть учтено при корректировке тарифов в ОСАГО, считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

В частности, следует обратить внимание на положение документа ВС РФ, которое позволяет взыскивать со страховщиков ОСАГО по суду возмещения за поврежденные в ДТП грузы, дорожные знаки, ограждения и другие объекты транспортной инфраструктуры. "В законе об ОСАГО в структуре выплат заложен только имущественный ущерб и ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП", – напомнил глава ВСС и РСА.

При обсуждении проекта постановления ВС представители страхового сообщества особо настаивали на включении в него норм о применении единой методики, обязательного претензионного порядка, а также моментов, которые помогут пресечь активность автоюристов, нанесших существенный ущерб рынку ОСАГО.

Самым дискутируемым был вопрос об учете УТС и о том, можно ли считать УТС возмещением реального ущерба, по сути, утрата товарной стоимости – это процесс естественной эксплуатации ТС. Но поскольку УТС уже прописано в законе об ОСАГО, важно утвердить методику расчета УТС, которая не приводила к необоснованному обогащению владельцев транспортных средств.

Решение ВС РФ о присуждении выплат по утрате товарной стоимости (УТС) при возмещении ущерба в ОСАГО приведет к дополнительным расходам для страховщиков ОСАГО.

"Мы не можем ставить под сомнение решения Верховного суда, они направлены на усиление защиты пострадавших.  Однако при этом важно соблюсти равновесие и устойчивость самой экономической модели ОСАГО. Поэтому важно в ближайшее время проанализировать влияние решений ВС РФ на бизнес и убыточность в ОСАГО, учесть эти факторы при корректировке тарифов в этом обязательном виде страхования, который пребывает не первый год в кризисном состоянии", – сказал И.Юргенс.

В Федеральном законе от 27 июля 2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" проблема решена: УТС включено в состав упущенной выгоды и не возмещается.  Таким образом, имеются разные подходы в рамках обязательных видов страхования.      

Дискуссия об УТС была продолжительной. В Федеральном законе от 25 апреля 2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вопрос возмещения УТС не разрешен.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации  № 263 от 07 мая 2003 года  устанавливали, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению подлежит реальный ущерб.

В 2007 году Верховный Суд РФ признал исключение возмещения УТС незаконным, и суды стали взыскивать УТС по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Однако постановлением Правительства Российской Федерации № 131 от 29 февраля 2008 года были внесены изменения в  Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с которыми, реальный ущерб как объем страхового покрытия был исключен. В настоящее время Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств устанавливают, что в случае полной гибели имущества потерпевшего возмещению подлежит действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая, а в случае повреждения имущества – расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая".  Таким образом, Правительство Российской Федерации исключило возмещение УТС из объема страховой выплаты. Поскольку УТС не являлся тем видом вреда, который изначально относился к числу покрываемых, он не был учтен в страховых тарифах, в свою очередь учет этого риска в страховых тарифах может грозить дополнительной нагрузкой на автовладельцев.
 

Похожие статьи

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

Объявлены имена лауреатов XIX Премии «Финансовая элита России 2024»

18 декабря 2024 года в Москве состоялась девятнадцатая церемония вручения наград премии «Финансовая элита России» — одной из старейших ежегодных премий…

Осенние выплаты по ВЗР превысили 14 млн руб.

С сентября по ноябрь 2024 г. Совкомбанк Страхование урегулировала 371 случай по полисам страхования путешественников на сумму 14,1 млн руб.

Специалисты филиала «МАКС-М» в Махачкале напомнили застрахованным о важности…

Страховые представители филиала АО «МАКС-М» Махачкале проводят работу не только по привлечению граждан к прохождению диспансеризации, но и отслеживают качество ее…