- 10 мая, 2023
- 147
ИДТИ ВПЕРЕДИ ВСЕГДА СЛОЖНО
«Сбербанк страхование жизни» первым среди страховщиков жизни получило ESG-рейтинг и уже несколько лет осознанно двигается по пути ESG-трансформации. Подготовка нефинансовой отчетности помогает бизнесу обрести новые ценности и достичь более высокой осознанности сотрудников при участии в ESG-мероприятиях. Об опыте первопроходцев рассказывает руководитель направления R&D Управления методологии и компетенций «СберСтрахования жизни» Мария Савченко.
ССТ: Что мотивирует страховую компанию для составления нефинансовой отчетности сейчас, в сложной экономической ситуации?
Мария Савченко
Руководитель направления R&D
Управления методологии и компетенций
«СберСтрахования жизни»
Мария Савченко: Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров ответственного финансирования в России. По итогам 2022 года кредитный ESG-портфель Сбера вырос в 3,5 раза — до 1,3 трлн руб. К 2030 году Сбер намерен достичь полной углеродной нейтральности. Поэтому логично, что мы тоже активно занимаемся устойчивым развитием. Наша компания приступила к ESG-трансформации в конце 2021 года. Именно тогда мы более полно погрузились в концепцию устойчивого развития и определили ключевое направление в ESG для нашей компании.
Концептуально, бизнес «СберСтрахования жизни» — очень социальный, прежде всего это защита интересов наших клиентов и качества их жизни. Благодаря ESG-трансформации наши многочисленные социальные мероприятия приобрели новое значение для сотрудников и новую ценность для развития и поддержки бизнеса. Все это позволило переложить имеющуюся информацию в нефинансовые показатели, систематизировать их в отчетность и на регулярной основе доносить её нашим стейкхолдерам — клиентам и партнерам в удобном для восприятия формате. Кроме того, наша отчетность соответствует принятым общемировым стандартам (GRI).
ССТ: Какую именно информацию вы хотите донести до бенефициаров через нефинансовую отчетность?
М. С.: Прежде всего, наличие общедоступного нефинансового отчета — это подтверждение уровня транспарентности, открытости нашей компании, а это ключевые принципы, которые транслируются через ESG-повестку. По сути, мы доносим до стейкхолдеров информацию нефинансового характера, которая важна для принятия управленческих решений и развития устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе.
А клиентам мы показываем, насколько для нас ценна социальная миссия, ведь миссия нашей компании — «… Вы и ваши близкие получите нашу поддержку, несмотря ни на что».
ССТ: Тема устойчивого развития не утратила актуальности с 2021 года, несмотря на все события, которые происходят в нашей жизни?
М. С.: Было время переосмысления тех или иных ценностей, но повестка ESG в целом и ее направления, многозначащие для нашего бизнеса, сохранили свою актуальность. Мы их придерживаемся, несмотря на изменения вокруг.
ССТ: Какие направления вы отражаете в нефинансовой отчетности?
М. С.: В Отчете об устойчивом развитии «СберСтрахования жизни» отражены направления работы компании в части экологических, социальных и управленческих аспектов. Хочу похвастаться: мы впервые сделали расчет нашего углеродного следа. Отразили, как компания работает над его сокращением.
Наша работа в части экологии показывает на деле, как меняется отношение к вопросам переработки мусора, сокращения энергопотребления и использования бумаги. В качестве примера я могу поделиться своими наблюдениями: за год после установки раздельных контейнеров для мусора сотрудники стали более трепетно относиться к вторичной переработке, вырос уровень осознанности внутри компании. Конечно, можно сказать, что это лишь маленькие шажочки в пределах сообщества под названием «Сбербанк страхование жизни», но они очень важны. Когда в начале года мы только начинали говорить, что в компании будут установлены мусорные баки для раздельного сбора отходов, это воспринималось с улыбкой. Сейчас это уже норма для всех. Помимо этого, у нас в компании есть план по сокращению использования бумаги.
ССТ: Какие аспекты вашей деятельности вы включаете в отчет?
М. С.: В прошлом году мы сделали первый ESG-отчет, причем это был первый отчет компании по страхованию жизни. Его подготовка стала для нас серьезным вызовом. Нам потребовалось определить стандарты, по которым мы будем готовить нашу отчетность, и решить, что точно необходимо отразить в отчете. Так, например, экологический фактор, которому в стандартах отводится достаточно большое место, для страховой компании жизни не очень весом.
То есть по роду деятельности мы страхуем жизнь людей и на экологию воздействуем минимально. Поэтому теме экологии в отчете отводится не настолько большое место, как освещению нашей работы в социальной сфере. Центральное же место в отчете занимает тема управленческого фактора: какие принципы мы учитываем в своей деятельности, чтобы бизнес был устойчивым.
«СберСтрахование жизни» в своей деятельности разделяет принципы PSI, Principles for Sustainable Insurance — принципы устойчивого страхования (UNEP UN1). Поэтому при разработке отчета мы смотрели на лучшую общемировую практику и старались осознанно учесть мировые тренды и базисы, на которые опирается отрасль страхования жизни.
В 2021 году мы только начинали менять подходы к учету и управлению нефинансовыми показателями, планировать наши благотворительные мероприятия, а также мероприятия по повышению финансовой грамотности слабозащищенных слоев населения. В 2022 году все запланированные программы были реализованы. Наша компания стала лауреатом нескольких премий в сфере реализованных социальных проектов, наши топ-менеджеры отмечены как лучшие управленцы в своей отрасли.
Отчет об устойчивом развитии за 2022 год будет подготовлен во второй половине текущего года.
ССТ: Ваша компания первой среди страховщиков жизни получила ESG-рейтинг. Насколько это важно для компании?
М. С.: Да, это так. Мы получили ESG-рейтинг в прошлом году, что послужило лакмусовой бумажкой для объективной и независимой оценки точки ESG-зрелости «СберСтрахования жизни», в которой мы находимся на данный момент.
По методике рейтингового агентства «Эксперт РА», компания имеет рейтинг на уровне ESG-III(a), что означает «Высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений». Но мы нацелены улучшить этот результат.
ССТ: Наличие рейтинга важно для ваших клиентов?
М. С.: Мы только начали работать в этом направлении. Так, в 2022 году появился продукт с ESG-составляющей — «Управляемый капитал», в котором портфель формируется на основании пожеланий клиента по выбору инвестиционной стратегии, учитывающий ESG-факторы.
Также в прошлом году мы модернизировали сайт компании, повысив его инклюзивность — теперь он доступен для слабовидящих людей и соответствует требованиям ГОСТа. Помимо этого, на сайте появился раздел, освещающий нашу работу в ESG-направлении.
Всеми доступными способами мы стараемся транслировать информацию о важности интересов наших клиентов. А в наших уроках по финансовой грамотности мы рассказываем молодому и взрослому поколению о принципах устойчивого развития и о том, как им следует компания.
ССТ: Вы вовлекаете клиентов в жизнь компании — может быть, есть какие-то совместные мероприятия?
М. С.: В прошлом году вместе с нашими клиентами мы высадили несколько гектаров леса в Угре. Сейчас мы готовимся к восстановлению леса в Рязанской области в Спасском лесничестве, где год назад во время лесных пожаров сгорел сосновый бор.
Помимо этого, мы участвуем в ряде благотворительных мероприятий, просветительской деятельности по повышению финансовой грамотности населения. Эти направления мы планируем расширять и углублять. Мы надеемся, что наш нефинансовый отчет будет флагманом для отрасли.