• 12 июля, 2017
  • 165

ИНТЕГРАТОР ЕВРАЗИИ

Лобанов Сергей

Президент группы компаний «АРСЕНАЛЪ»

Страховая отрасль России решает не только общие вопросы страховой защиты населения и предприятий, но и выступает пионером инноваций в области создания новых современных механизмов для обеспечения внешнеэкономической деятельности, интеграции евразийского экономического пространства. Весной 2017 года с принятием Таможенного кодекса Евразийского экономического союза происходит переход на новый уровень качества осуществления таможенных процедур. В том числе, ЕАЭС будет располагать удобной для перевозчиков единой системой обеспечения таможенного транзита. В создании транспортного коридора между Востоком и Западом непосредственно участвует страховая компания «АРСЕНАЛЪ», развивающая систему организации обеспечения ответственности участников таможенного транзита.

После вступления в силу Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 1 января 2015 г. на территории Евразии началось формирование нового центра экономической интеграции, который сегодня объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению. Получение официального международного статуса в ООН позволяет ЕАЭС заключать соглашения о зоне свободной торговли. После подписания первого соглашения о ЗСТ с Вьетнамом в октябре 2016 г. интерес к данной теме проявили около 40 стран, в том числе в переговоры с ЕАЭС вступили Индия, Иран, страны Латинской Америки.

В первом квартале 2017 г. впервые зафиксирован рост объема внешней торговли со странами вне ЕАЭС: он составил 138,9 млрд долларов, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 29,6%.

Территория ЕАЭС площадью 20 млн кв. км, с населением 182 млн человек является не только значимым рынком для международной торговли, но и зоной трансконтинентальных торговых путей. Развитие новых торговых маршрутов может дать существенные экономические выгоды всем участникам. С этой целью в настоящее время идет создание единого транспортного коридора, связывающего Азию и Европу с участием России и других стран ЕАЭС. При этом принципиально важно организовать упрощенные и прозрачные системы таможенного транзита. В качестве примера можно привести организацию транзитных перевозок в Евросоюзе. Система, закрепленная европейской Конвенцией общего транзита в рамках Процедуры Т1, стала современной европейской альтернативой системе книжек международных деловых перевозок (введена Конвенцией МДП на уровне ООН в 1975 г).

В свою очередь, странам ЕАЭС необходимо создание аналогичного евразийского пространства. Принятый в апреле 2017 г. Таможенный кодекс ЕАЭС направлен на обеспечение единого таможенного регулирования на территории союза. В том числе, среди предусмотренных новшеств — электронное таможенное декларирование, что учитывает современные реалии.

Действительно, в современных условиях информатизация бизнес-процессов требует постоянного совершенствования технологий таможенных процедур. Кроме того, система таможенного транзита должна отвечать требованиям информационной безопасности и не зависеть от желания третьих стран сотрудничать с Россией в условиях международных санкций. При этом она должна быть максимально удобной для участников ВЭД.

Страховая компания «АРСЕНАЛЪ» начала решать эту задачу с 2012 года — Россия стала пионером в создании новой схемы в ЕАЭС. Сегодня созданная СК «АРСЕНАЛЪ» система не только позволяет сократить издержки автомобильных перевозчиков при транзитных поставках через РФ, но и непосредственно работает на интеграцию нового экономического пространства Евразии. Следующий этап — объединение таможенного пространства ЕАЭС, с возможностью для транзитного перевозчика проехать от Китая до белорусскопольской границы без остановок на промежуточные таможенные процедуры. Для этого сейчас создается Ассоциация таможенных гарантов стран ЕАЭС, в которой Россию представляют ООО Страховая компания «АРСЕНАЛЪ», АО «Единый таможенный поручитель» и ООО «Едал», Казахстан — ТОО Национальная гарантирующая компания «КазТранзитСервис», Белоруссию — ОДО «Белнефтегаз», Киргизию — ЗАО Страховая компания «Арсеналъ-Кыргызстан».

Кроме того, развитие связей ведется и на европейском направлении: СК «АРСЕНАЛЪ» сегодня ведет переговоры с европейскими таможенными гарантами для организации обмена информацией, что позволит ускорить оформление таможенного транзита и за переделами ЕАЭС. Эта задача должна быть практически решена до конца 2017 г.

КОРИДОР ОТКРЫТ

Ключевым процессом, оказывающим влияние на сроки провоза грузов через территорию страны, является организация таможенного транзита — процедуры, в соответствии с которой товары перевозятся от таможенного органа отправления до органа назначения, то есть от одной внешней границы страны до другой, без уплаты таможенных пошлин или налогов. При этом нужно обеспечить гарантию того, что товар действительно проедет в третью страну — а если этого не произойдет, то надлежащие пошлины будут уплачены в бюджет.

Логичным развитием существующего подхода выглядит создание единой гарантийной системы электронных поручительств процедуры таможенного транзита, позволяющей ускорить процессы и гарантировать стабильность работы таможенного транзита с минимальными внешними рисками. Одним из инновационных решений является внедрение единой гарантийной системы, при которой таможенные пошлины, НДС и акцизы при транзите не взимаются, однако в качестве гарантии соблюдения условий транзита необходимо предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Перевозчик обязан предоставить обеспечение в форме денежных средств, банковской гарантии, залога имущества или поручительства. Это требование носит законодательный характер.

Для реализации механизма страхования ответственности декларанта (перевозчика) СК «АРСЕНАЛЪ» разработала уникальную технологию, которая позволяет не только защитить от рисков недоставки товаров, но также просто, быстро и удобно реализовать обеспечение через поручительство. Она лишена недостатков существующих «бумажных технологий», снижая избыточные затраты участников ВЭД. Внедренная с января 2012 года система электронных поручительств для процедуры таможенного транзита на участке от границы РФ до таможенного органа назначения на территории ЕАЭС работает на бездокументарной основе и в реальном масштабе времени. Одно из преимуществ системы — предоставление перевозчику возможности подать электронную транзитную декларацию в Федеральную таможенную службу (ФТС) и оформить поручительство до приезда на таможенный пункт пропуска. Таким образом, перевозчику обеспечивается существенный выигрыш во времени и соответственно серьезное сокращение издержек за счет уменьшения сроков нахождения товара в пункте таможенного контроля, в том числе в случае применения дополнительных форм таможенного контроля при срабатывании Системы управления рисками таможни.

При этом система с той же эффективностью работает и в интересах государства. Сигнал о запаздывании поступает еще за 12 часов. В случае, если груз действительно остался на территории страны, СК «АРСЕНАЛЪ» перечисляет таможенному органу РФ средства, соответствующие наступившей ответственности перевозчика по уплате таможенных пошлин, в пятидневный срок.

Система СК «АРСЕНАЛЪ» является полностью собственной разработкой компании, ее программное обеспечение написано на основе открытого кода Linux, и тем самым система защищена от возможных проблем введения ограничений на лицензирование иностранными разработчиками. Ее собственный центр обработки данных также автономен и обеспечен необходимыми мерами безопасности.

СТРАХОВОЙ ФУНДАМЕНТ

Внедрение описанной технологии стало возможным благодаря тому, что в соответствии с Договором поручительства, заключенным между СК «АРСЕНАЛЪ» и ФТС России в порядке ст. 146 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и ГК РФ, СК «АРСЕНАЛЪ», как поручитель, принимает на себя солидарные с декларантом обязательства перед таможенными органами по уплате таможенных пошлин и налогов за декларанта, если последний не уплатит установленные суммы в срок при недоставке товара в таможенный орган назначения. Выполнение функции поручительства требует значительных финансовых ресурсов. СК «АРСЕНАЛЪ» решает эту задачу за счет как собственных средств (уставной капитал превышает 1 млрд рублей), так и других мер: формирования дополнительных резервов на сумму выданного поручительства, предоставления в ФТС России банковских гарантий емкостью более 8 млрд рублей. Отношения с декларантом (перевозчиком) и СК «АРСЕНАЛЪ» регулируются договором страхования ответственности за уплату таможенных платежей при помещении товара под таможенную процедуру транзита.

Как работает решение от СК «АРСЕНАЛЪ»

Информационный обмен между СК «АРСЕНАЛЪ», застрахованным декларантом (перевозчиком) и ФТС России при таможенном транзите товара функционирует с использованием программно- аппаратных средств и предполагает следующие автоматизированные процедуры:

  1. Застрахованный декларант (перевозчик) представляет информацию о товаре, помещаемом под процедуру таможенного транзита. При этом он подает в таможенный орган электронную транзитную декларацию (ЭТД), заверенную цифровой подписью, через портал, сертифицированный ФТС РФ. Подача ЭТД производится не менее чем за 2 часа до перемещения товаров и транспортных средств.
  2. Страховой агент формирует проект дополнения к договору поручительства, подписывает его электронной подписью и направляет на подписание в ФТС России через портал «Таможенный шлюз». Сформированное формализованное сообщение основано на базе информации из товаросопроводительных документов, таких как CMR-накладная, коммерческий инвойс, упаковочный лист.
  3. Проект дополнения проверяется и подписывается ФТС России электронной подписью. ФТС России резервирует сумму обеспечения из предоставленного СК «АРСЕНАЛЪ» лимита банковских гарантий и сообщает регистрационный номер дополнения. Данное сообщение является обеспечительным документом (поручительством) для декларанта (перевозчика) при таможенном транзите. IV. Декларанту (перевозчику) направляется смс-уведомление с регистрационным номером поручительства. При въезде на таможенную территорию РФ декларант (перевозчик) представляет инспектору таможенного органа документы и транзитную декларацию, содержащую регистрационный номер обеспечительного документа в графе обеспечения уплаты таможенных платежей. Инспектор таможенного органа, в случае отсутствия замечаний к документам перевозчика, открывает процедуру таможенного транзита (регистрирует транзитную декларацию).

Защиту интернет-соединений обеспечивает VPN на основе кластера из нескольких криптошлюзов. Подлинность передаваемых документов заверяется квалифицированной электронной подписью. Отказоустойчивость обеспечивается системой резервирования, отдельными компонентами инфраструктуры и центром обработки данных в целом.

Особое значение для участников таможенного дела приобретает многообразие поступающей информации о процессе перевозки, о сроках оформления процедуры таможенного транзита. Наличие в телефонах водителей специального приложения позволяет иметь постоянную геолокацию транспортного средства. Пользователь в режиме реального времени получает информацию о статусе перевозки и о возможном нарушении ее сроков, что требует немедленного информирования таможенных органов и предупреждения получения административного правонарушения.

Благодаря полноценной автоматизации и широкому внедрению передовых IT-технологий, которые прошли сертификацию и совмещены с системой документооборота ФТС России, стоимость страховой услуги, предоставляемой СК «АРСЕНАЛЪ» с ответственностью до 6 млн рублей, начинается от 1500 руб., в зависимости от группы риска и продолжительности перевозки. При оценке рисков используется система управления рисками (СУР) СК «АРСЕНАЛЪ». Учитываются различные условия, например, такие как:

  • Наличие / отсутствие таможенного сопровождения или охрана.
  • Деловая репутации страхователя / декларанта (перевозчика) (наличие / отсутствие фактов недоставки товара страхователем / декларантом (перевозчиком) из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения, фактов неуплаты таможенных платежей).
  • Расстояние и сроки перевозки.
  • Номенклатура товара (уровень ликвидности товара, вероятность противоправных действий третьих лиц).

ГРУЗЫ ПОД КОНТРОЛЕМ

Предлагаемая СК «АРСЕНАЛЪ» технология способствует упрощению и ускорению таможенных процедур, а также позволяет удаленно отслеживать все этапы прохождения груза. Удалось на практике реализовать подход, который не только соответствует требованиям национальной автоматизированной системы контроля и всем международным требованиям, но и позволяет участникам ВЭД полностью автоматизировать работу с таможенными органами в части гарантийного обеспечения при условии незначительных денежных затрат и высокой надежности решения, минимизации рисков. С помощью программного решения ведется накопление и анализ информации о результатах использования перевозчиками страхования ответственности за уплату таможенных платежей.

Опыт эксплуатации системы в течение последних пяти лет показал, что предложенная СК «АРСЕНАЛЪ» технология позволяет удешевить и ускорить обязательные таможенные процедуры для перевозчиков, а главное — гарантировать стабильность работы таможенного транзита с минимальными внешними рисками для российского бюджета. Среднегодовые выплаты страховщика по страхованию ответственности при транзитных перевозках находятся на уровне 200 млн руб. – эти средства напрямую поступают в бюджет РФ. Таким образом, при низкой стоимости страховых услуг для декларантов (перевозчиков), СК «АРСЕНАЛЪ» удалось создать инновационный механизм, позволяющий гарантировать исполнение законодательства одновременно с использованием самых передовых технологий работы в реальном масштабе времени, предоставлять страховую защиту, и является достойной альтернативой применения прочих обеспечительных мер.

Система СК «АРСЕНАЛЪ»: основные факты

Информационный обмен между СК «АРСЕНАЛЪ», застрахованным декларантом (перевозчиком) и ФТС России при таможенном транзите товара функционирует с использованием программно- аппаратных средств и предполагает следующие автоматизированные процедуры:

  • Основной функционал разработан СК «АРСЕНАЛЪ».
  • За 3 года время простоев составило менее 3 дней, время бесперебойной работы — 99,7 %.
  • Обработка в среднем 15 транзакций каждую секунду или 1,3 млн в сутки.
  • Одновременно с системой работают более 500 пользователей.
  • Размер базы на сегодняшний день — около 300 Гб.

 

СК «АРСЕНАЛЪ» не планирует останавливаться на достигнутом и, отталкиваясь от пожеланий перевозчиков, активно совершенствует свои решения, которые уже сейчас готовы к требованиям нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

 


 

ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» — универсальная страховая компания, основана в 1997 г. Осуществляет большинство основных видов страхования. Уставный капитал превышает 1,011 млрд руб.

 

Специализация:

  • Страхование участников ВЭД с помощью уникальных онлайн-технологий
  • Инновационные продукты по кибер-рискам
  • Страхование ответственности, имущества и персонала предприятий

Участник профессиональных объединений:

  • Российско-Белорусский Деловой Совет (РБДС)
  • Российско-Киргизский Деловой Совет (РКДС)
  • Общество включено в список страховщиков при Федеральной Службе Военно-технического сотрудничества (ФСВТС)
  • Национальная Ассоциация Таможенных Представителей ((брокеров) НАТП)
  • Ассоциация импортеров плодовоовощных товаров (АИПТ)

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

«ЦИФРОВЫЕ» ДОРОГИ

Транспортная отрасль России готовится к цифровой трансформации. По мнению президента группы компаний «АРСЕНАЛЪ» Сергея Лобанова, для отрасли страхования это означает появление…

ПРОСТО, УДОБНО, ВЫГОДНО

Как новые технологии меняют облик страхового рынка? Какими через 5-10 лет станут отношения клиентов и страховых компаний? Насколько реалистично отказаться со…

DIGITAL ПО-РОССИЙСКИ

2017-й год входит в историю страхования России как период старта по-настоящему массовых электронных продаж ОСАГО. Однако в целом их доля в…