• 3 ноября, 2022
  • 165

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 14 (1)

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Продолжилась работа над проектом федерального закона «О частной детективной деятельности», готовящегося к внесению на рассмотрение Государственной Думы рабочей группой Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции по анализу и совершенствованию законодательства в сфере контроля за оборотом оружия и частной охранной деятельности и Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности под руководством депутата Государственной Думы, заместителя председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции А.Б. Выборного.

Указанный законопроект в настоящее время согласован с Росгвардией, МВД России и планируется к внесению на рассмотрение Государственной Думы в период осенней сессии 2022 года работы Государственной Думы восьмого созыва.

Данный проект федерального закона разработан в целях:
  • создания правовой основы для формирования единой государственной политики в сфере детективной деятельности;
  • разграничения двух самостоятельных, различных по своему содержанию, предпринимательских видов деятельностей;
  • дальнейшего совершенствования законодательства в сфере сыска;
  • приведения детективного законодательства в соответствие с законодательством Российской Федерации;
  • совершенствования контроля и надзора за детективной деятельностью;
  • наиболее полного и отвечающего потребностям современной практике урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления частной детективной деятельности;
  • более чёткого определения участников детективной деятельности, порядка получения ими соответствующего статуса, их прав и обязанностей;
  • законодательного урегулирования порядка и форм взаимодействия субъектов детективной деятельности с правоохранительными органами в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.
  • создания благоприятных условий для дальнейшего развития детективной деятельности, повышения качества детективных услуг.

Законопроект содержит следующие принципиально новые, по сравнению с действующим Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1, положения.

  1. Из названия исключено имеющееся в Законе Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» словосочетание «в Российской Федерации», что позволит оказывать детективные услуги за рубежом в соответствии с нормами ВТО и законодательством государства оказания охранных услуг.
  2. Уточнён предмет правового регулирования данного Федерального закона.

Он включает не только правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением детективной деятельности, но и определяет цели, задачи и принципы, участников детективной деятельности, их права и обязанности, правовую и социальную защиту субъектов детективной деятельности, порядок взаимодействия детективных организаций с правоохранительными органами, закрепляет систему гарантий законности её осуществления.

  1. Значительно расширен понятийный аппарат. В частности, определены такие понятия как «детективная организация», «работник детективной организации, непосредственно участвующий в оказании детективных услуг», «заказчик детективной услуги», «детективные мероприятия», «результаты детективной деятельности».

Уточнено содержание имеющихся в Законе Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» понятий. Так из названия организации, осуществляющей детективную деятельность, исключено слово «частная» вследствие чего она именуется в законопроекте «детективная организация», что соответствует гражданскому законодательству. ГК РФ не делит организации на государственные и частные, а классифицирует их на коммерческие и некоммерческие. В связи с этим термин «частная» является излишним.

Унифицирована терминология по всему тексту законопроекта («детективная деятельность» вместо «детективная (сыскная) деятельность», «детективные услуги» вместо «детективные (сыскные услуги)», «заказчик детективной услуги» вместо «заказчик (клиент)».

  1. Цели и задачи детективной деятельности определены с учётом её предпринимательского характера, сочетания частных и публичных интересов, отнесения детективных услуг к услугам безопасности.
  2. Предоставлено право на осуществление детективной деятельности не только детективам, но и детективным организациям, что будет способствовать развитию рынка детективных услуг. Как свидетельствует практика, заказчики относятся к детективным организациям с большим доверием.
  3. Более детально прописан порядок осуществления детективной деятельности. При этом в отдельных статьях определен порядок осуществления детективной деятельности детективными организациями и детективами, названы лица, которые не вправе заниматься указанной деятельностью.
  4. Детективным организациям, детективу предоставлено право направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной детективной услуги. Одновременно на указанные органы возложена обязанность, дать ответ на запрос в письменной форме.
  5. В отдельной статье определено, что следует понимать под «детективной тайной».
  6. С учетом объективных потребностей рынка, сложившейся практики конкретизированы и дополнены виды охранных услуг.
Наряду с уже имеющимися в Законе Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» услугами в проект настоящего Федерального закона включены следующие новые детективные услуги:
  • сбор сведений, предметов и документов по гражданским, арбитражным делам, делам об административных правонарушениях для участников гражданского, арбитражного и административного процесса;
  • сбор сведений по делам исполнительного производства;
  • сбор сведений, предметов и документов для подачи физическими и юридическими лицами заявления или представления иска в правоохранительные органы и (или) в суд;
  • сбор сведений по установлению наступления страхового случая;
  • сбор сведений сторонам для разрешения спора в третейском суде;
  • поиск без вести пропавших лиц, а также лиц, местонахождение которых неизвестно, установление причин и обстоятельств исчезновения, возможностей и условий их возврата;
  • поиск лиц, утративших родственные и иные связи;
  • поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в государство или удерживаемого в государстве ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора государства, на договорной основе с взыскателем;
  • проведение детективных расследований на договорной основе с физическими и юридическими лицами;
  • консультирование физических и юридических лиц по правовым и организационным вопросам осуществления детективной деятельности как в устной, так и в письменной форме;
  • поиск должников и лиц, уклоняющихся от выполнения своих договорных обязательств.

Предлагаемые изменения по расширению перечня детективных услуг основаны на потребностях практики детективной деятельности, научных исследованиях по данной проблематике.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…