- 3 ноября, 2022
- 165
Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 14 (1)
Продолжилась работа над проектом федерального закона «О частной детективной деятельности», готовящегося к внесению на рассмотрение Государственной Думы рабочей группой Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции по анализу и совершенствованию законодательства в сфере контроля за оборотом оружия и частной охранной деятельности и Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности под руководством депутата Государственной Думы, заместителя председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции А.Б. Выборного.
Указанный законопроект в настоящее время согласован с Росгвардией, МВД России и планируется к внесению на рассмотрение Государственной Думы в период осенней сессии 2022 года работы Государственной Думы восьмого созыва.
Данный проект федерального закона разработан в целях:
- создания правовой основы для формирования единой государственной политики в сфере детективной деятельности;
- разграничения двух самостоятельных, различных по своему содержанию, предпринимательских видов деятельностей;
- дальнейшего совершенствования законодательства в сфере сыска;
- приведения детективного законодательства в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- совершенствования контроля и надзора за детективной деятельностью;
- наиболее полного и отвечающего потребностям современной практике урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления частной детективной деятельности;
- более чёткого определения участников детективной деятельности, порядка получения ими соответствующего статуса, их прав и обязанностей;
- законодательного урегулирования порядка и форм взаимодействия субъектов детективной деятельности с правоохранительными органами в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.
- создания благоприятных условий для дальнейшего развития детективной деятельности, повышения качества детективных услуг.
Законопроект содержит следующие принципиально новые, по сравнению с действующим Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1, положения.
- Из названия исключено имеющееся в Законе Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» словосочетание «в Российской Федерации», что позволит оказывать детективные услуги за рубежом в соответствии с нормами ВТО и законодательством государства оказания охранных услуг.
- Уточнён предмет правового регулирования данного Федерального закона.
Он включает не только правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением детективной деятельности, но и определяет цели, задачи и принципы, участников детективной деятельности, их права и обязанности, правовую и социальную защиту субъектов детективной деятельности, порядок взаимодействия детективных организаций с правоохранительными органами, закрепляет систему гарантий законности её осуществления.
- Значительно расширен понятийный аппарат. В частности, определены такие понятия как «детективная организация», «работник детективной организации, непосредственно участвующий в оказании детективных услуг», «заказчик детективной услуги», «детективные мероприятия», «результаты детективной деятельности».
Уточнено содержание имеющихся в Законе Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» понятий. Так из названия организации, осуществляющей детективную деятельность, исключено слово «частная» вследствие чего она именуется в законопроекте «детективная организация», что соответствует гражданскому законодательству. ГК РФ не делит организации на государственные и частные, а классифицирует их на коммерческие и некоммерческие. В связи с этим термин «частная» является излишним.
Унифицирована терминология по всему тексту законопроекта («детективная деятельность» вместо «детективная (сыскная) деятельность», «детективные услуги» вместо «детективные (сыскные услуги)», «заказчик детективной услуги» вместо «заказчик (клиент)».
- Цели и задачи детективной деятельности определены с учётом её предпринимательского характера, сочетания частных и публичных интересов, отнесения детективных услуг к услугам безопасности.
- Предоставлено право на осуществление детективной деятельности не только детективам, но и детективным организациям, что будет способствовать развитию рынка детективных услуг. Как свидетельствует практика, заказчики относятся к детективным организациям с большим доверием.
- Более детально прописан порядок осуществления детективной деятельности. При этом в отдельных статьях определен порядок осуществления детективной деятельности детективными организациями и детективами, названы лица, которые не вправе заниматься указанной деятельностью.
- Детективным организациям, детективу предоставлено право направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной детективной услуги. Одновременно на указанные органы возложена обязанность, дать ответ на запрос в письменной форме.
- В отдельной статье определено, что следует понимать под «детективной тайной».
- С учетом объективных потребностей рынка, сложившейся практики конкретизированы и дополнены виды охранных услуг.
Наряду с уже имеющимися в Законе Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» услугами в проект настоящего Федерального закона включены следующие новые детективные услуги:
- сбор сведений, предметов и документов по гражданским, арбитражным делам, делам об административных правонарушениях для участников гражданского, арбитражного и административного процесса;
- сбор сведений по делам исполнительного производства;
- сбор сведений, предметов и документов для подачи физическими и юридическими лицами заявления или представления иска в правоохранительные органы и (или) в суд;
- сбор сведений по установлению наступления страхового случая;
- сбор сведений сторонам для разрешения спора в третейском суде;
- поиск без вести пропавших лиц, а также лиц, местонахождение которых неизвестно, установление причин и обстоятельств исчезновения, возможностей и условий их возврата;
- поиск лиц, утративших родственные и иные связи;
- поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в государство или удерживаемого в государстве ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора государства, на договорной основе с взыскателем;
- проведение детективных расследований на договорной основе с физическими и юридическими лицами;
- консультирование физических и юридических лиц по правовым и организационным вопросам осуществления детективной деятельности как в устной, так и в письменной форме;
- поиск должников и лиц, уклоняющихся от выполнения своих договорных обязательств.
Предлагаемые изменения по расширению перечня детективных услуг основаны на потребностях практики детективной деятельности, научных исследованиях по данной проблематике.
Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.