• 9 ноября, 2022
  • 138

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 14 (2)

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

10. Установлена обязанность детективной организации, детектива страховать риск ответственности за нарушение договора на оказание детективных услуг, риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при осуществлении детективной деятельности.

11. Установлены требования к учредителям детективной организации.

Так, учредителями детективной организации могут быть лица, имеющие статус детектива или детективной организации.

12. Определены участники детективной деятельности, их правовой статус, порядок его приобретения и утраты, права и обязанности, ответственность.

13. Детализирован порядок оказания детективных услуг, установлены дополнительные условия заключения договора оказания детективных услуг.

Так, предусмотрена возможность заключения договора на оказание детективной услуги о сборе сведений по уголовному делу не только с участниками уголовного судопроизводства, но и с заявителем о преступлении, который до возбуждения уголовного дела таким статусом не обладает. Собранные детективной организацией, детективом и переданные заявителю сведения могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

14. В целях совершенствования государственного контроля прописаны грубые нарушения осуществления детективной деятельности, установлены дополнительные ограничения на её осуществление.

15. Значительно расширены права детектива. Ему, например, предоставляется право исследовать предметы и изучать документы с согласия их владельца; осуществлять внешний осмотр транспортных средств и других объектов для получения необходимой информации; истребовать справки, характеристики, иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии; осуществлять действия по закреплению (фиксации) следов события, встречаться, с разрешения органа дознания, дознавателя, следователя или суда, в чьём производстве находится уголовное дело, с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым в случае заключения с ними договора на сбор сведений по уголовному делу и при условии, если в отношении их избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

16. Установлена обязанность детективной организации, детективу страховать риск ответственности за нарушение договора оказания детективных услуг, риск ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении детективной деятельности.

17. В отличие от действующего Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» проект настоящего Федерального закона предусматривает только административное приостановление детективной деятельности, что полностью согласуется с административным законодательством, судебной практикой. При этом прописан порядок и основания такого приостановления. Указанная мера административного воздействия допускается только по решению суда и в части, касающейся приостановления деятельности по оказанию детективной услуги, при оказании которой было допущено нарушение, послужившее основанием для приостановления.

18. Предусмотрена система мер по защите детективной деятельности от криминальных элементов. В частности, значительно ужесточены требования к гражданам, претендующим на работу в качестве детектива, работников детективных организаций, а также к соискателям лицензии на частную детективную деятельность.

19. В проекте настоящего Федерального закона предусмотрена возможность и порядок проведения детективных мероприятий, определено, где и в каких случаях могут быть использованы результаты детективной деятельности.

20. С учетом сложившейся практики, взаимных интересов правоохранительных органов и частных детективных организаций, детективов определены основные направления их взаимодействия, права и обязанности детективных организаций, детективов и полномочий правоохранительных органов при осуществлении такого взаимодействия.

Принципиально важной является норма, содержащаяся в данной главе, согласно которой мероприятия по взаимодействию с правоохранительными органами не могут нарушать обязательств детективных организаций, детективов по договору с заказчиком.

21. Приведен в соответствие с законодательством в сфере образования порядок подготовки и профессионального обучения, повышения квалификации руководителей детективных организаций, детективов, работников детективных организаций.

22. Проект настоящего Федерального закона существенно отличается от Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и по структуре. Он состоит из 8 глав и 49 статей, содержит две новые главы, а именно: «Участники детективной деятельности, их права и обязанности. Профессиональное обучение граждан, претендующих на получение статуса детектива, работника, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей детективных организаций», «Взаимодействие детективных организаций, детективов с правоохранительными органами в раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, обеспечении общественной безопасности». Главы и статьи сгруппированы по принципу – от общего к частному. Содержание глав и статей строго соответствует их названию. Сведено к минимуму количество бланкетных и отсылочных норм.

По своему содержанию проект настоящего Федерального закона отражает баланс интересов государства и бизнеса, закрепляет сложившуюся положительную практику детективной деятельности, основывается на современном законодательстве, научных исследованиях в указанной сфере. Его принятие будет способствовать обеспечению единой государственной политики в сфере детективной деятельности, более эффективному использованию возможностей частного сыска в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, в обеспечении общественной безопасности, совершенствованию государственного контроля (надзора) над частной детективной деятельностью, законодательства в сфере частного сыска, цивилизованному развитию рынка детективных услуг, малого и среднего предпринимательства, препятствовать вхождению в рынок неподготовленных и недобросовестных хозяйствующих субъектов,

Принятие проекта настоящего Федерального закона потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации – признания утратившим силу Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в части, касающейся правового регулирования частной детективной деятельности, приведения в соответствия с ним нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере детективной деятельности.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…