• 15 ноября, 2022
  • 97

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2021-2022). Часть 15 (1)

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Продолжилась работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части использования в доказывании по уголовному делу результатов частной детективной деятельности), готовящегося к внесению на рассмотрение Государственной Думы рабочей группой Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции по анализу и совершенствованию законодательства в сфере контроля за оборотом оружия и частной охранной деятельности и Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности под руководством депутата Государственной Думы А.Б. Выборного.

В настоящее время указанный проект федерального закона направлен в Правительство РФ для получения официального отзыва.

Планируется к внесению на рассмотрение Государственной Думы в период осенней сессии 2022 года работы Государственной Думы восьмого созыва.

Данный законопроект направлен на устранение пробела в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ) в части, касающейся использования в доказывании по уголовному делу результатов частной детективной деятельности. Отсутствие в УПК РФ конкретной нормы, необходимой для регламентации отношений по поводу использования указанных результатов в доказывании по уголовному делу, ограничивает права и законные интересы негосударственных участников уголовного судопроизводства, не способствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, обеспечению состязательности процесса и равенства сторон.

Необходимость урегулирования в УПК РФ отношений, связанных с использованием результатов частной детективной деятельности в доказывании по уголовному делу, логически вытекает из содержания пункта 7 части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которая предоставляет частному детективу право на сбор сведений по уголовному делу на основании договора с участником уголовного судопроизводства. Правоотношения между частным детективом и участником уголовного судопроизводства по поводу сбора сведений по уголовному делу и их передачи заказчику детективной услуги регулируются гражданским законодательством и указанным Законом. Эти отношения заканчиваются после оказания услуги и передачи участнику процесса полученных результатов. После этого между участником уголовного судопроизводства (заказчиком детективной услуги) дознавателем, следователем возникают уголовно-процессуальные отношения по поводу использования полученных результатов в доказывании по уголовному делу, которые не урегулированы действующим УПК РФ. Вследствие этого, как показывает практика, в одних случаях органы расследования удовлетворяют ходатайство о приобщении результатов детективной деятельности к уголовному делу, но в подавляющем большинстве случаев – отказывают. Такое регулирование порождает широкую вариативность: сотрудники правоохранительных органов могут приобщать сведения от детективов в зависимости от того, соответствует ли это их следственной тактике. Так, в результате проведенного исследования было установлено, что органы расследования отказывали в удовлетворении таких ходатайств по следующим основаниям: УПК РФ не предусматривает использование в доказывании сведений, собранных частным детективом (55,8%); частный детектив не наделен правом собирания и представления результатов частной детективной деятельности в уголовном судопроизводстве (44,2%). Данные опроса адвокатов свидетельствуют о том, что 89% адвокатов, которые обращались к частному детективу за оказанием детективных услуг, испытывали трудности в использовании полученных от детектива сведений в доказывании. Поэтому вполне логично урегулировать этот вопрос в УПК РФ, так как он является предметом правового регулирования именно данного закона.

Необходимость урегулирования в УПК РФ отношений, связанных с использованием результатов частной детективной деятельности в доказывании, подтверждает и законодательная практика по решению аналогичных вопросов в других сферах деятельности и, в частности, оперативно-розыскной. Так, УПК РФ (ст. 89) в настоящее время предусматривает возможность использовать в доказывании по уголовному делу результаты оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Аналогичным образом предлагается в законопроекте решить и проблему использования результатов частной детективной деятельности в уголовном судопроизводстве. Каких-либо объективных препятствий для этого не существует, так как природа результатов оперативно-розыскной и частной детективной деятельности по существу одинакова.

Различие между ними состоит лишь в том, что результаты оперативно-розыскной деятельности получает государственный правоохранительный  орган, а результаты частной детективной деятельности – детективная организация; результаты оперативно-розыскной деятельности представляются участникам уголовного судопроизводства, реализующим функцию уголовного преследования, а результаты частной детективной деятельности – негосударственным участникам уголовного судопроизводства для защиты их прав и законных интересов. Однако указанные различия никак не влияют на решение вопроса об использовании результатов детективной деятельности в доказывании. Поэтому представляется целесообразным законодательно закрепить в УПК РФ и возможность использования результатов частной детективной деятельности в доказывании по уголовному делу.

О целесообразности законодательного урегулирования рассматриваемого вопроса свидетельствует и социологический опрос должностных лиц правоохранительных органов, частных детективов. Результаты социологического исследования, проведенного в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, свидетельствуют о том, что среди опрошенных респондентов за предоставление возможности использования сведений, собранных частным детективом в доказывании, высказались: 89,7% начальников органов внутренних дел; 65% прокуроров; 52,7% следователей; 51,3% судей; 85% частных детективов.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2021 – весенней сессии 2022 гг. работы Госдумы ФС РФ VIII созыва осуществлялось путем участия Юргенса И.Ю., Президента ВСС-РСА-НССОи представителей исполнительных аппаратов союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…